Актуальные вопросы въездного туризма в Москве
Российская Федерация, в особенности Москва, представляют собой привлекательное туристическое направление. За последние годы правительство Москвы, а также близлежащих регионов делает все для того, чтобы привлечь иностранных туристов.
Развитие въездного туризма предоставляет ряд преимуществ для России, которые заключается в следующем:
- Привлечение иностранной валюты, и, следовательно, рост доходов населения.
- Рост валового национального продукта.
- Пополнения государственного бюджета вследствие получения большего количества налогов и сборов со стороны принимающего региона.
- Создание новых рабочих мест в туристической сфере, развитие гостиничной, иной инфраструктуры.
- Привлечение капитала, в том числе иностранных инвестиций.
- Эффект мультипликатора – когда развивается сфера туризма, автоматически с ней развиваются и другие отрасли.
Однако выделяют и недостатки въездного туризма, к числу которых можно отнести следующие аспекты:
- Растут цены на товары и услуги местного производства.
- При стимулировании въездного туризма можно наблюдать высокий рост цен на землю и другие природные ресурсы, а также на недвижимость.
- Наблюдение оттока денег заграницу при туристическом импорте.
- Туризм носит сезонный характер, а потому не всегда возможно использовать его для получения дохода.
- Экологические и социальные проблемы, которые из-за большого притока туристов усугубляются в крупных городах и мегаполисах.
Рисунок 1.
Особенности развития въездного туризма в Москве
Особенность иностранного туризма заключается в его влияния на экономику страны. Спецификой данного вида туристического потребления является то, что турист сам прибывает к месту, где производится и потребляется конкретная услуга или товар. Именно через данную функцию потребления туризм развивается и обогащается.
Несмотря на то обстоятельство, что въездной туризм обладает значительным потенциалом в качестве инструмента экономического развития, он не является панацеей для разрешения абсолютно всех экономических проблем, а также может повлечь за собой и ряд издержек, в том числе денежных средств, которые необходимо потратить на его развитие. Так, иностранные туристы, посещая Москву или другие регионы, прежде всего, стремятся увидеть исторические, культурные, архитектурные, этнографические и иные достопримечательности. Соответственно, требуются денежные средства на их содержание.
Поэтому правительству необходимо стремиться к оптимизации, а не максимизации прибыли от туризма, принимая во внимание вышеуказанные издержки, которые повлечет за собой развитие въездного туризма. Также нужно обеспечить безопасность на территории региона, развивать гостиничный, ресторанный и транспортный бизнес, а также учитывать, что почти каждый турист приобретает большое количество товаров ежедневного потребления, которые не могут быть реализованы по обычным каналам экспорта.
Факторы, сдерживающие развитие туризма в Москве
Существует ряд сдерживающих факторов, которые мешают развитию туризма на территории Москвы:
- Дефицит позитивной информации о регионе, отсутствие рекламы Москвы и России на зарубежных рынках. В настоящее время во всех крупных туристических путеводителях, в том числе и в самом крупном, издающемся в Лондоне – «World Travel Guide», Россия обозначена в качестве неблагоприятной для посещения страны, особенно в туристической области.
- Неразвитость туристической инфраструктуры. Так гостиничный бизнес изношен на 69,4 %. Лишь 22% российских гостиниц, в том числе московских, соответствуют мировым стандартам и могут претендовать на размещение в них туристов. Это около 500-600 тыс. номеров или около 2 тыс. гостиниц, которые требуется возвести. Однако на их создание потребуется от 10 до 20 млрд. $, но регионы (в том числе Москва) в данный момент времени не располагают такими денежными средствами, которые можно внести в развитие туризма. Кроме того, необходимо учитывать возможность развития иных объектов инфраструктуры, например, туристических комплексов, тематических парков, аквапарков. Большую проблему также представляет пробки Москвы, изношенность дорог, транспортной базы, но регионы (в том числе Москва) в данный момент времени не располагают такими денежными средствами, которые можно внести в развитие туризма. Кроме того, необходимо учитывать возможность развития иных объектов инфраструктуры, например, туристических комплексов, тематических парков, аквапарков. Большую проблему также представляет пробки Москвы, изношенность дорог, транспортной базы
- Отсутствие опыта создания привлекательных и благоприятных условий для инвестиций в Россию с целью финансирования сферы туризма.
- Неблагоприятный визовый режим в России. В частности, имеет место завышенная стоимость виз, длительные сроки их выдачи, сложные консульские правила, которые усложняют посещение России, в том числе Москвы, иностранными туристами. Многие из них склонны принять решение о поездке на короткое время за несколько дней до намечаемой даты выезда. Однако оформление визы в Россию занимают много времени, по данной причине Россия теряет множество потенциальных туристов.
- Несмотря на то, что уровень сервиса в туристическом сегменте достаточно невысок, цены на предлагаемые туристические услуги не соответствуют их качеству..
- Непроработанная законодательная база. В настоящее время наметилась положительная динамика в разрешении данного вопроса, многие недостатки прорабатываются, но по-прежнему устранены далеко не все пробелы в законах о туризме.
- Проблема торговли в сувенирной продукции. В Москве сувенирная торговля имеет место, однако, по мнению специалистов в сфере туризма, слабо развита. Требуются большие масштабы торговли сувенирной продукцией, создание туристических брендов, в том числе московских.
- Не в полном объеме развита система оплаты товаров по кредитным картам.
Несмотря на то обстоятельство, что имеется множество проблем, мешающих развиваться въездному туризму в Москве, с каждым годом поток туристов в столицу нашей страны неуклонно увеличивается, что говорит о правильности проводимой в данном направлении политики.
В настоящее время в Москве строится крупные парки, торговые комплексы, туристические предприятия, которые направлены на привлечение потока туристов. Подобная политика является верной и необходимой, так как требуется приложить большое количество усилий для развития данного перспективного направления.
Рисунок 2.