Туризм – сфера экономики
Туризм представляет собой отрасль экономики непроизводственной сферы. Она представлена предприятиями и организациями, которые удовлетворяют потребность туристов в материальных и нематериальных услугах. В целом, туристские предприятия производят комплексные услуги, которые включают в качестве взаимосвязанных элементов услуги транспорта, гостиничного хозяйства, торговли и экскурсоводов, спортивные мероприятия, а также услуг коммунально-бытовых, лечебно-оздоровительных учреждений и т.д.
Туризм является одним из главных источников доходов для многих стран мира. В частности, главным источником поступления доходов туризм выступает для 38% государств. Кроме того, туризм лидирует среди всех отраслей экономики по количеству рабочих мест, которые он образует. С каждым годом количество таких мест постоянно растет. Так, в 1998-м году в данной области было занято 115 миллионов человек, а в 2020-м – 550 миллионов.
Сегодня туризм очень неравномерно развивается в некоторых странах. Как правило, путешествуют по миру люди из экономически развитых стран, которые по терминологии Всемирной туристской организации являются так называемыми поставщиками туристов. К таким странам относятся те, где количество выезжающих заграницу туристов превышает 10 %. Однако таких стран немного, примерно 16-20, но с каждым годом их список увеличивается. В настоящее время к ним относятся государства Западной Европы, Северной Америки, Япония, некоторые страны Персидского залива.
Некоторая часть туристов направляется в развивающиеся страны. Туристы из развивающихся стран, как правило, немногочисленны. Туристы из развитых стран посещают, в том числе, и развивающиеся страны. Ряд факторов социального и экономического характера влияет напрямую на развитие туризма. Среди них можно выделить следующие:
- Политические. Политическая обстановка в государстве должен быть стабильной, это одно из самых главных условий раз для развития туризма. Так, для эффективного функционирования туристской области имеет значения вопрос отношений, сложившихся с другими странами, а также соотношение экономика страны, ее партнеров, международная обстановка, наличие конфликта в конкретных регионах.
- Экономические. Чем выше уровень жизни, тем больше граждан может позволить себе выделять средства на туристские поездки. Анализируя доходы туристов из западноевропейских стран, можно определить, что средний класс имеется практически во всех европейских странах – от 40% Голландии до 59% в Италии. Кроме того, имеется категория лиц с достатком выше среднего, которые также любят путешествия, однако предъявляют повышенные требования к комфорту и обслуживанию.
Рисунок 1. Приморский край. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Туризм в Приморском крае
Туризм в Приморском крае обусловлен наличием моря, горных рек, богатой флоры и фауны. Поэтому, здесь расположено множество пансионатов, санаториев и баз отдыха. На территории региона развиты следующие виды туризма:
- Экотуризм. По примерным оценкам ученых, в Приморье имеются свыше 520 уникальных природных объектов, в том числе водопады, озера, потухшие вулканы, древние пещеры и т.д. Кроме того, внимание туристов привлекают национальные парки, исторические объекты, природные заповедники.
- Оздоровительный туризм. В Приморском крае имеются источники минеральных вод, горные ключи, которые по своим лечебным характеристикам не уступают кавказским минеральным водам.
- Горнолыжный отдых. На территории Приморья расположено множество горнолыжных баз. Основные из них расположены на севере, имеются также горнолыжные базы в центральной части на юге Приморского края.
- Спортивный туризм. С целью популяризации спортивного туризма Приморской краевой федерацией в 2008-м году было утверждено Положение о почетном знаке «Приморский барс». Данный знак выдается за покорение 10 основных вершин Приморского края, как поощрение за альпинистские достижения.
В настоящее время Приморский край ежегодно посещает порядка 740 тысяч туристов. Регион обслуживает свыше 200 баз отдыха, 191 гостиниц, 23 санатория. Туристскими организациями предусмотрено более 300 маршрутов различной направленности, удовлетворяющих различные туристские потребности. В настоящее время в края также работает 17 консульств зарубежных государств, среди них такие, как Германия, Великобритания, Новая Зеландия, Япония, США и т.д.
Перспективы развития туризма в Приморском крае
На уровень развития туризма в Приморском крае влияет общее развитие инфраструктуры региона, транспорта, продвижения ряда туристских продуктов и услуг, организация событийных мероприятий, формирование маршрутов. Все действия должны быть направлены на привлечение дополнительного сегмента внутреннего и выездного рынка туристов.
Однако в настоящее время в Приморском крае имеется ряд факторов, которые сдерживают полноценное развитие сферы туризма. Это недостаточно развитая инфраструктура региона, что обусловлено неокупаемостью, а также сезонностью характера предоставляемых услуг. Кроме того, далеко не все муниципальные образования заинтересованы в развитии данной сферы. Отсутствует надежная, оперативно-информационная база туристских ресурсов, объектов, формы туристской статистики.
Практически не применяется система сбора маркетинговой информации о туристкой деятельности, что также не позволяет полноценно продвигать региональный туристский продукт. Имеется достаточно ограниченный ассортимент сувенирной продукции, характеризующей Приморский край. Кроме того, не позиционируются места их реализации, что не позволяет сформировать бренд края, в полном объеме рекламировать оказываемые туристские услуги.
По данным экспертов, рекреационный потенциал Приморского края на сегодняшний день используется не более, чем на 10% от его возможностей.