Основные проблемы московского транспорта
Современные западные туристы привыкли к тому, что общественный транспорт должен хорошо работать. В их представлении автобус должен быть чистым, ходить ровно по расписанию, кондуктор должен улыбаться и доброжелательно общаться. Однако в ходе передвижения на общественном транспорте многие наши соотечественники сталкиваются с негативными явлениями, которые категорически не совпадает с представлениями иностранцев. Многие россияне уже так привыкли к такому негативу, что считают его нормой. Между тем, для туристов из других стран подобный опыт неприемлем.
Деградация общественного транспорта привела к тому, что многие жители пересели на личный транспорт или путешествуют только на такси. По их мнению, такая тактика может гарантировать хоть какой-то уровень комфорта, надёжности и скорости. Однако в Москве дела обстоят несколько иначе: чем больше машин, тем больше пробки, соответственно, общественный транспорт ещё больше деградирует. Значительные денежные средства уходят на дорогу, парковки, тротуары запаркованы, во дворах не хватает места для машин и т.д.
В настоящее время в Москве общественный транспорт начинает переживать серьезный этап реформирования:
- Сформирована новая маршрутная сеть центра.
- Разработан единый билет, позволяющий путешествовать на различных видах транспорта.
- Имеются выделенные полосы, которые предназначены только для общественного транспорта.
Однако данными нововведениями пока не удается решить системные проблемы в сфере работы московского транспорта. По уровню организованности сеть общественного транспорта Москва среди других российских городов находится на первом месте, однако отстает от той же Варшавы или Праги.
Можно выделить следующие причины, почему это происходит:
- Пробки. Если их нельзя избежать, многие люди предпочитают стоять в пробке на автомобиле с кондиционером, нежели находиться в трамвае и автобусе. Если общественный транспорт не оптимизирован для передвижения в жаркую погоду (не оборудован системой вентиляции и кондиционированием воздуха), он становится неактуальным для большинства жителей.
- Неоптимальный маршрут. Транспорт должен экономить время гражданину, для этого должен ходить максимально часто и по короткому пути от точки "А" до точки "В". Однако некоторые транспортные маршруты имеют большую протяженность, а также останавливаются далеко от мест пересадок.
- Плохо развитая маршрутная сеть. В настоящее время транспорт в Москве настроен на социальные запросы. Поэтому если поступают жалобы хотя бы от одного гражданина о том, что к его дому не ходит общественный транспорт, разрабатываются единичные маршруты, которые зачастую не актуальны для 99% жителей и только перегружают дороги.
- Возложение ответственности за транспорт на механиков и водителей, а не транспортную компанию. Если общественный транспорт ломается, нередко поломки приходится устранять за счет водителей. Вследствие этого персонал транспортной компании не заинтересован в постоянном ремонте автомобильного парка (согласно статистике, 80% автомобилей, которые попадают в ДТП, являются несправными). Между тем, надлежащая техническая эксплуатация обеспечивает безопасность пассажиров.
Рисунок 1. Автомобильные пробки на набережной Москвы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Безопасность общественного транспорта для туристов
Для того, чтобы транспорт было оптимально безопасным для туристов, он должен соответствовать ряду требований:
- Безопасность. Многие туристы боятся передвигаться на общественном транспорте. Подобный страх связан с опасением за свое за свое здоровье, ведь именно на общественном транспорте часто путешествуют криминальные элементы, происходят происшествия. Пассажиры стараются выбрать такой вид транспорта, которым безопасно путешествовать, который не вызовет никаких слложностей. Например, многие трамваи производят высадку пассажиров прямо на проезжую часть, а пассажирам, которым нужно сесть в данный вид транспорта, приходится пересекать проезжую часть на свой страх и риск, нередко в потоке движущегося автотранспорта.
- Удобство. Бессмысленно отрицать комфорт личного транспорта, однако свести к минимуму данные различия вполне возможно. Необходимо только организовывать удобный остановочный павильон, удобную маршрутную сеть, чтобы было легко добраться из одного конца города в другой, комфортную систему кондиционирования и т.д.
- Расписания и пересадки. Жители мегаполиса любят метро, потому что здесь все максимально понятно. Метро ходит по определённому расписанию, разрывы во времени между движением поездов минимальны. Это удобно тем, что человек может спланировать свое личное время. Кроме того, в метро действует максимально удобная система пересадок, имеются карты и маршруты. Особенно удобен данный вид транспорта для туристов, так как остановки дублируются на английском языке не только путём размещения информационных табличек, но и путем воспроизведения голосовых сообщений. Подобная система информирования позволяет лучше ориентироваться, выйти на необходимой остановке.
- Личное пространство. Человек является социальным существом, однако во многих странах не принято допускать перезагруженности общественного транспорта. Однако именно такую картину мы наблюдаем в Москве, особенно в час пик. Например, в Швейцарии не принять подсаживаться к незнакомому в транспорте, а также перегружать транспорт. Если предусмотрено конкретное количество сидячих и стоячих мест, то большего количества пассажиров «на борт» не возьмут. В России же ситуация обстоит совершенно иначе, это говорит о том, что нужно что-то менять в транспортной системе.
Влияние транспортной ситуации в Москве на туризм
Внимание туристов сосредоточено на пробках Москвы, а также на манере вождения. Так, ДТП происходит в Москве ежедневно, что освещается в СМИ и беспокоит туристов, которые рассматривают Москву как небезопасный город для туризма с точки зрения дорожной обстановки.
Пробки также оставляют неприятное впечатление для тех туристов, которые путешествуют по Москве наземным видом транспорта (экскурсионным автобусом или чтобы просто осмотреть город). Так, туристические компании, которые осуществляют транферт туристов наземными видами транспорта, ввиду московских пробок рискуют получить негативный отзыв о своей деятельности. Это тормозит развитие туристической компании на территории Москвы.
Делается попытка разгрузить московскую транспортную сеть различными способами. Например, на территории Москвы введен прокат велосипедов, в том числе с использованием приложений. Однако местные жители негативно относятся к нововведению, несмотря на множество его плюсов. Так, распространены кражи данных велосипедов, их выбрасывают в водоемы, ломают.
Таким образом, пока что все еще требуется модернизация транспорта Москвы, в том числе и в целях дальнейшего развитиятуризма. Ведь именно транспортное обеспечение является важнейшим элементом туристической инфраструктуры, входя в основной комплекс услуг туристического продукта. Однако Москве предстоит пережить ещё множество организационных изменений, связанных с размещением транспорта, развитием новых туристических районов и формированием новых потоков туризма, прежде чем будет найден надёжный и эффективный способ разрешения транспортных проблем.