Классификация предлагаемых туров на поездах
Существует три раздельные группы туров, осуществляемых на специализированных туристских поездах. Они представлены следующими категориями: однодневными, непродолжительными (2-3 дня) и многодневными (более 5 дней).
Однодневные туры, как следует из названия, проходят в один день. Начало поездки – раннее утро, а окончание – поздний вечер. Места для пассажиров – это столики вагонов-ресторанов. В поездке им предлагается обед, а в качестве развлечение – выступления цирковых и эстрадных артистов. Туристы доезжают до определенной станции, где их ожидает разработанная турфирмой программа. Она может представлять собой экскурсионную поездку или отдых на природе.
Непродолжительные туры. В течение 2-3 дней клиентам предоставляются услуги проживания в отдельных купе. Данные туры составляются с тем учетом, что во время ночного сна туристов поезд находится в пути. В дневное время поезд стоит на станциях, а гости посещают различные достопримечательности и участвуют в экскурсиях.
Многодневные туры. Данный тур отличается большим разнообразием графика движения поезда. Разработанный маршрут и экскурсионная программа может подразумевать движение поезда как в дневное так и в ночное время суток. Для того, чтобы гости не устали в пути регламент безостановочного движения между двумя станциями составляет не более полутора суток. Длинные дневные переходы осуществляются в случае наличия по пути следования интересных видов и ландшафтов. В некоторых ситуациях планируются также короткие «зеленые стоянки» в лесных массивах и на горных местностях, на берегу моря или большого озера.
Особенности обслуживания во время туров
Туристско-экскурсионные поезда также именуют «гостиницами на колесах». Следует отметить, что строгие стандарты железнодорожных путей, ограничивающие, габаритные размеры вагонов, комфортабельность и внутренний дизайн соответствуют гостиницам достаточно высокого уровня.
Каждое купе, количество которых в спальном вагоне преимущественно не больше восьми, рассчитано на одного или двух человек. Купе оснащаются двумя односпальными (вертикально или горизонтально расположенными) или одной двуспальной кроватью, кондиционером, письменным столом, телефоном, телевизором в соответствии с категорией туристского поезда.
Санузел может быть рассчитан как на весь вагон, так и на одну-две комнаты. В туристском поезде имеются также вагоны-рестораны, вагон-салон (он эксплуатируется в качестве библиотеки, места для карточных игр или переговоров, отдыха), конференц-вагон (именуемый также лекторием, дискотекой или же видеосалоном), а также «детский вагон» или «зал подвижных игр».
Поездки на туристско-экскурсионных поездах пользуются большим спросом в зарубежных странах. Главной целевой аудиторией данного направления в туризме являются немцы, англичане и швейцарцы.
Отличительной чертой английских и швейцарских туристов является предпочтение поездкам по родной стране, немецких - путешествия по европейским странам, по американскому континенту и даже по России.
Наиболее интересными для немецких туристов являются паровозные поездки. А самым большим спросом у любителей железнодорожного туризма пользуется «Orient Express» («Восточный экспресс»), стилизованный под известный состав началаXX в.
На современном этапе спрос на данный вид туризма повысился также на Американском континенте, в Индии и даже в Индонезии.
Назначение туристско-экскурсионного поезда
Туристско-экскурсионные поезда получат свое назначение согласно подписанному договору между турфирмой и управлением железной дороги.
Турфирма и управление дороги договариваются о выделении состава на регламентированный период. Изначально оформляется письмо-прошение начальнику пассажирской службы о предоставлении такого состава. На данном письме он пишет свое согласие и устанавливает конкретные сроки для выделения поезда.
Далее турфирма оплачивает сумму, предусмотренную договором, не позднее, чем за 20 дней до отправления поезда. А управление дороги в свою очередь оформляет адресную телеграмму всем управлениям дорог следования предоставляет копии для туристской фирмы, главного управления МГТС, предприятий питания.
Телеграмма содержит схему и график движения состава с указанием времени и пунктов передачи с дороги на дорогу, порядка и времени подачи поезда на станции, где предполагается посадка, а также пункты дополнительного снабжения топливом и водой.
Менять установленное расписание и маршрут является не допустимым.
При назначении туристско-экскурсионного поезда он получает название, которое соответствует начальному пункту («Караганда», «Москвич» и прочее) и действует в течение всего путешествия. Трафарет с названием поезда устанавливается на борту или с внутренней стороны оконного проема.
Копия договора на аренду турпоезда с печатью управления железной дороги о получении оплаты (форма ГУ-57) должна находится у руководителя туристского маршрута и предъявляються при контроле в пути следования. По окончанию путешествия директор маршрута предоставляет данную документацию в бухгалтерию турирмы.
За шесть часов до начала поездки представители железной дороги, предприятия питания, санитарно-эпидемиологической службы и турфирмы, организующей поездку (директор тур-маршрута и поездной врач), производят комиссионную приемку готовности поезда. Данная проверка заканчивается оформлением акта о приемке. При выявлении недостатков – принимаются меры по их устранению.
На стенах вагонов развешиваются график движения поезда, список фамилий дежурных проводников, ФИО начальника поезда и поездного электромонтера. Также в каждом вагоне должна быть развешена информация о программе обслуживания («Уголок туриста»); фамилии директора турпоезда, инструкторов, врача; номер их вагона и места; номер вагона-ресторана, в котором питаются туристы; номер смены и время питания.