Основные понятия в управлении рисками
Управление рисками - это процесс создания и реализации управленческих решений, снижающих определенное количество негативных факторов, которые отрицательно сказываются на работе туристских центров.
Объект управления - рисковые издержки материальных средств и экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска. Под экономическими отношениями понимаются взаимосвязь между страхователем и страховщиком, заемщиком и кредитором, между предпринимателями, конкурентами и прочее.
Субъект управления - группа менеджеров, которая при помощи различных инструментов и методик реализует целенаправленную работу объекта управления.
Существуют принципы в управлении рисками, которыми должны всегда руководствоваться топ-менеджеры туристских компаний:
- Возможность риска должна быть ограничена объемом общего капитала предприятия. Прежде чем рисковать, необходимо рассчитать максимальный объем убытка в результате наихудшего сценария. Полученный результат должен быть сопоставлен с объемами вкладываемого капитала и собственными финансовыми ресурсами;
- Необходим постоянный анализ возможных последствий риска. Руководитель, рассчитавший максимальную сумму убытка, определяет, к чему она может привести, каков процент наступления рисковой ситуации. Полученная информация позволяет принять оптимальное решение об уровне личной ответственности за риск, либо передаче данной ответственности другому лицу (страхование риска) либо об отказе от рискового мероприятия;
- Не следует рисковать многим ради малого. От руководителя требуется соотнести возможную прибыль с возможными потерями, которые понесет туристское предприятия в результате наступления рискового события. Данное соотношение должно быть приемлемым для интересов предприятия.
Правила управления рисками
Теория и практика управления риском предлагает определенный перечень правил, которыми должен руководствоваться топ-менеджер и с учетом которых он выбирает тот или иной прием управления рисками и вариант решения. Основными из этих правил являются следующие:
- Максимальный выигрыш. Данное правило подразумевает, что их всех возможных вариантов развития событий, предпочтение отдается тому, который дает наилучший результат при невысоком уровне риска;
- Приемлемый результат. Данный пункт означает, что из всего перечня решений предпочтение отдается тому, при котором итог приемлем для инвестора, а выбор останавливается на том варианте развития событий, где прибыль наиболее высока;
- Оптимальная колеблемость результата. Значение этого правила заключается в том, что всех разработанных решений предпочтение отдается тому, при возможность выигрыша и проигрыша для одного в рамках одного инвестиционного вложения имеет наименьший разрыв;
- Оптимальное сочетание выигрыша и величины риска. Руковдствуясь этим правилом, топ менеджер из всего перечня возможных решений отдает предпочтение тому, которое способствует получению ожидаемого выигрыша и вместе с тем дает возможность обойти большие риски, то есть у которого соотношение дохода и убытка максимальное.
Придерживаясь данных правил, руководитель принимает решение о повышении уровня риска, который не должен превышать приемлемые для туристской компании потери и обеспечивает существенный рост прибыли.
Оценка риска
В ходе оценки риска происходит изучение и обработка данных по различным аспектам риска. Данный этап имеет огромную важность, так как процесс управления подразумевает применение на практике ранее полученных информационных данных.
Полученные сведения играют важнейшую роль в процессе качественного и количественного анализа риска.
Качественный анализ подразумевает:
- определение источников и причин риска;
- формирование этапов и работ, в процессе которых появляется риск;
- выявление всех возможных рисков;
- расчет прибыли и убытка при принятии рискового решения.
Количественный анализ — это численное определение отдельных рисков и риска решения. Он позволяет рассчитать численные величины возможности возникновения рисковых событий и их последствий, производится количественная оценка степени рискового события, выявляется возможный в конкретной ситуации уровень риска.
При количественном анализе используется два метода:
- Статистический метод – это самый вероятный прогноз, который базируется на изучении статистики убытка и прибыли, возникающих на подобных предприятиях в процессе проведения подобных рисковых мероприятий. Главный недостаток – большое количество дорогостоящих сведений.
- Экспертный метод - количественная оценка риска, которая базируется на анализе мнений опытных специалистов. Главный недостаток – отсутствие возможности проверить достоверность полученных оценок.
Меры по снижению уровня риска
Мероприятия для ликвидации или снижения степени риска включают следующие этапы:
- оценить приемлемость уровня риска для конкретного турпредприятия;
- оценить вероятность уменьшения степени риска или его увеличения. Последнее необходимо если увеличение уровня риска будет способствовать повышению экономического эффекта;
- выбрать метод снижения (увеличения) риска;
- разработать вариант снижения (увеличения) риска;
- оценить эффективность и выбрать вариант снижения (увеличения) риска.
Наиболее востребованными и эффективными методами снижения уровня риска в туристской практике считаются:
- страхование;
- резервирование средств;
- диверсификация.
Страхование — самый распространенный способ уменьшения степени риска.
Страхование подразумевает договор-соглашение, в котором страховщик (страховая компания) за оговоренное вознаграждение (страховую премию) берет на себя обязательства по возмещению страхователю убытков в рамках страховой суммы, которые понесло предприятие в результате указанных в страховом договоре опасностей и/или случайностей (страховой случай), которым подвергается страхователь или застрахованное им имущество.