Современное состояние внутреннего туризма в России
Переход России к рыночной экономике в начале 90-х годов XX в. вызвал свободное развитие рынка туристских услуг. Однако создание новых туристских фирм привело к жесткой конкуренции на рынке в данной области. В начале XXI века туризм стал одной из ведущих отраслей экономики большинства государств, в том числе и России. Однако, несмотря на свой высокий туристский потенциал, Российская Федерация по объему доходов от туризма занимает пока что незначительное место на мировом рынке.
В современных условиях каждому туристическому предприятию необходимо верно оценить создавшуюся рыночную обстановку с тем, чтобы предложить эффективные средства конкуренции, которые отвечали бы сложившейся в России экономической ситуации, а также особенностям туристского производства.
Бурное развитие компьютерных технологий, внедрение автоматизации в различные сферы жизни также п оказывают определенное влияние на развитие туризма в стране и отдельных ее регионах.
Туризм в свою очередь тоже оказывает влияние на регионы, так как благодаря ему появляются новые рабочие места, развивается инфраструктура региона, повышается культура и грамотность местного населения. В ряде регионов, которые удалены от промышленных и культурных центров, только туризм может выполнять вышеперечисленные функции.
Оценка современного состояния туризма в России позволяет понять, что его развитие должно сопровождаться усилиями со стороны государства. В частности, необходима программа развития внутреннего, национального туризма. Туризм как товар реализуется в форме услуг. При этом туристская услуга может быть оказана как вещью, например, сувениром, так и в процессе осуществления живого труда.
Исследование сферы туризма в России позволяет сделать вывод о стабильной и положительной динамике ее развития. В частности, отмечается ежегодный умеренный рост внутреннего туристского потока, а также въездного туризма. Специфика состояния туристической сферы в России заключается в следующих аспектах:
- Многие туристы предпочитают внутренний туризм зарубежному. Основными причинами данного явления является сокращение количества предложений низкобюджетных туров за границу, напряжение международной политической обстановки, а также громкие скандалы на международной арене.
- Прирост туристского потока можно отнести к заслугам грамотного продвижения России как туристского направление на международных рынках. Однако принимающий российский туроператор испытывает некоторые проблемы с обслуживанием иностранных туристов. Основная проблема – это высокие внутренние цены. Для многих европейцев Россия является слишком дорогим направлением, более доступна данная страна для стран Тихоокеанского региона. Высокие внутренние цены также являются препятствием к росту количества путешествий со стороны самих россиян внутри страны. В целом, по стране ежегодно растут цены, при этом в туристской отрасли демонстрируется наиболее интенсивный рост внутренних цен. Дороговизна обслуживания для россиян также связана с большими расстояниями, которые необходимо преодолеть, неразвитостью регулярных перелетов внутри страны.
- Другой проблемой туризма в России является не достаточно комфортная туристская среда, в том числе информационная. На сегодняшний день существует достаточно мало ресурсов, которые подробно информируют туристов России об имеющихся туристских направлениях. Кроме того, многие организации имеют неэффективный график работы, что затрудняет ознакомление туристов с информацией, предварительное бронирование и покупку билетов.
Несмотря на данные показатели, ежегодно проводится масса мероприятий в крупных российских городах и туристских центрах с целью стимулирования роста событийного туризма. Ежегодно составляется национальный календарь туристских событий. Однако событийный туризм иногда становится препятствием для организации традиционного вида туров, например, экскурсий, деловых путешествий и т.д. Так, принимающие туроператоры отмечают ряд сложностей, которые возникают в период организации крупных спортивных и выставочных мероприятий, так как элементарно не хватает мест в лучших гостиницах для их посетителей. Нередко перекрывается доступ к достопримечательностям и проезд по центру городов и центральных населенных пунктов. В период событий может меняться режим работы музеев и т.д. В то же время необходимо создать максимально комфортные условия для организаторов и участников традиционных, регулярно действующих туристских программ.
Специфика развития туристской сферы в России
Лидерами географии внутреннего и выездного туризма остаются такие туристские центры как Москва, Санкт-Петербург, города Золотого кольца, кроме того, большое количество туристов посещает Екатеринбург и Казань. Также туристов интересуют достопримечательности Байкала, Сибири и Дальнего Востока, однако негативное влияние на туристическое развитие этих регионов оказывают высокие транспортные тарифы и длительность самой туристской программы.
Туризм вносит весомый вклад в становление и распространение массовой культуры всеобщей грамотности и развития информационных технологий. Сегодня предприятия туристской сферы связаны с учреждениями культуры и искусства, что делается для привлечения туристов, расширения потребительской аудитории, а также повышения конкурентоспособности российских туристских программ, как на внутреннем, так и на международном рынках. Еще одной важной задачей российского туризма является приобщение общества к высоким достижениям культуры, таким образом, туризм влияет на культурные процессы. В этом заключается его серьезная гуманитарная роль. Необходимо обеспечить туристские организации и условия для их максимально комфортного функционирования на российском рынке. При этом необходимо учитывать, что некоторые регионы отличаются высокой сезонной цикличностью спроса на определенные туристские программы. В некоторых регионах имеется высокий и низкий сезон, издержки на содержание туристских предприятий, которые необходимо учитывать.