Социальную и экономическую эффективность туризма можно рассматривать только в тесной связи с термином «устойчивое развитие туризма».
УРТ – это экономическая модель развития, основными целями которой являются:
- улучшение качества жизни того региона, который принимает туристов;
- обеспечение комфортного пребывания туристов в регионе;
- сохранение окружающей природной среды.
Если выполняются все условия, то можно говорить о том, что туризм в данном регионе стабильно развивается. Если же один из факторов в данном регионе не работает, несмотря на рост прибыли, то развитие туризма временное. А если временное – то говорить о социальной и экономической эффективности туризма на данной территории нет смысла.
Аспекты социально-экономической эффективности взаимоотношений
Эффективность взаимоотношений в общей социально-экономической эффективности туризма следует рассматривать в нескольких аспектах: социальном и экономическом.
Учитывая это, была разработана концепция социально-экономической эффективности туризма, которая включает в себя три стороны взаимоотношений: социальную, экономическую, эффективность взаимоотношений (представлена социальным и экономическим аспектами).
Рисунок 1. Социально-экономическая эффективность туристской деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Эффективность взаимоотношений – это характеристика межфирменных отношений, взаимной координации участников цепочки туристско-рекреационной системы. Данная характеристика подтверждает социальную и экономическую целесообразность данного взаимодействия. Она выражается экономическим и социальным аспектами.
Показатели экономического аспекта эффективности взаимоотношений: доля туристической и рекреационной системы в валовом продукте региона, увеличение загруженности мощностей производств, снижение трансакционных издержек, возрастание качества и объема инвестиций, улучшение качества туристического продукта, уменьшение расходов на разработку новых технологий и продуктов.
Социальный аспект эффективности определяется показателями, которые характеризуют социальные выгоды межфирменных взаимоотношений. Например, это могут быть совместимость индивидуальных и коллективных целей компании, степень их реализации, уменьшение сроков разработки инноваций, сокращение сроков внедрение на новые рынки, нацеленность на долгосрочное взаимодействие, уровень доверия между партнерами. Также сюда можно отнести степень исполнения взаимных обязанностей, персональность и справедливость взаимоотношений, приверженность и лояльность фирм и прочее.
Экономическая эффективность туризма
Экономическая эффективность туризма – это процесс хозяйствования, результат которого выражен определенной выгодой, что была достигнута путем денежных, материальных, информационных затрат. Данный вид эффективности предполагает сопоставление результатов к произведенным затратам.
Экономическая эффективность в туристской деятельности характеризует степень использования производственных ресурсов во времени. Эффективность в данном случае определяется уровнем туристического обслуживания в регионе, уровнем организации туризма в стране и деятельностью туристических фирм.
Экономическая эффективность туризма включает в себя следующие показатели:
- Грамотное распределение расходов и доходов в данном регионе: туристическая деятельность вовлекает в свой оборот множество слоев населения, поэтому доходы равномерно распределяются между жителями.
- Ведение туристической деятельности стимулирует развитие прибыльных внутренних отраслей: гостиницы, транспортные развязки, информационное и экскурсионное обслуживание.
- Туризм способствует вовлечению потока денежных средств в регион, вследствие этого происходит диверсификация региональной экономики – полученные средства инвестируются в туристические организации, продукции, поставщиков услуг. За счет ведения туристической деятельности развиваются различные сопутствующие отрасли.
- Развитие туризма стимулирует модернизацию и зарождение местной инфраструктуры: медийной, коммунальной и транспортной.
Социальная эффективность туризма
Социальная эффективность туризма – это характеристика качества и уровня жизни населения, которая обусловливается функционированием туристической и рекреационной сферы, подтверждающая свою целесообразность создания для обеспечения качественного уровня жизни.
Социальная эффективность туризма включает множество показателей:
- Увеличение благосостояния населения туристического региона.
- Создание и усовершенствование рекреационных объектов, которыми пользуются не только туристические гости, но и местные жители данной территории.
- Поощрение заботы о сохранении туристических и исторических достопримечательностей.
- Социальная эффективность туризма стимулирует эффективное использование свободных земель не сельскохозяйственного назначения, которые не вовлечены в оборот.
- Туристическая деятельность способствует появлению и развитию квалифицированных сотрудников, а также возрастание занятости, увеличение рабочих мест и улучшение условий трудового процесса.
- Развитие туризма стимулирует культурное обогащение местного населения, а также их контакт с соседними регионами.
- Благодаря развитию туристической деятельности, жители определенного региона глубоко понимают свое историческое и культурное наследие.
- Улучшение (или ухудшение) состояния окружающей природной среды в туристическом регионе.
- Улучшение привлекательности туристического региона.
Рисунок 2. Экономическая эффективность туризма. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Показателями, которые рекомендованы Всемирной туристской организацией для оценки социальной эффективности туризма, являются уровень загрязненности регионов отдыха, удовлетворенность туристов, желание отдыхающих возвращаться, изменение преступности, что связана с туристами.