Современное состояние туристического рынка
Современное состояние рынка туризма определяется его специфическими функциями, а также спецификой самого туристического продукта. Туризм с точки зрения системного анализа выступает в качестве сложной трансформируемой экономической системы. Задачей туризма является удовлетворение потребностей туристов, которые нуждаются в рекреации, впечатлениях, образовании, познании и т.д. Таким образом, туризм выполняет экономические, культурные, политические социальные и иные функции.
Специфической особенностью отечественного туризма является формирование средств туристического предприятия за счет предварительно оплаченной путевки. Однако данный подход далеко не всегда благотворно сказывается на деятельности деятельность туристических предприятий. Многие туристические предприятия за рубежом имеют систему бронирования, однако не предусматривают оплату путевки в полном объеме сразу.
Туризм является важным сегментом внешней торговли и предполагает проведение экспертных операций с услугами, которые являются не видимым. Критический продукт нельзя пощупать или потрогать, можно только испытать эмоции и печать линии от его употребления. В отличие от других отраслей хозяйства, туризм сосредотачивается в местах рекреации, природных ресурсов, так как потребитель туристический продукт нужен только в определенном месте. Если в других отраслях экономики товар может быть доставлен потребителю, то для того, чтобы получить туристический продукт, туристу самому необходимо проследовать к месту его расположения.
Спецификой туризма также является его мощное влияние на развитие других отраслей национальной экономики. Например, вместе с туризмом развивается сфера транспорта, торговли, гостиничного обслуживания, сувенирная продукция, товары народного потребления и т.д.
Туризм, как и любая предпринимательская деятельность, связан с определенным риском, который зависит от экономической, политической и социальной стабильности в государстве. Кроме того, для развития туризма требуется развитая инфраструктура, доступные туристические ресурсы, наличие квалифицированных кадров, обучившихся по специальности и т.д.
Рисунок 1. Вклад отрасли туризма в ВВП. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Особенности занятости в сфере туризма
Особенность занятости в сфере туризма заключается в ярко выраженном сезонном характере спроса на туристические услуги. В основном, туристические услуги востребованы в период сезона летних отпусков, а также в период длительных майских и новогодних праздников.
Между тем, занятость является переменной величиной, которая, однако, играет важную роль для анализа производственной деятельности, в том числе и туристической. Так, организация туристических путешествий связана с вопросами размещения, питания, подачи напитков, рекреационной деятельностью, и многие из данных процессов являются трудоемкими. Специфика туристической сферы нередко предполагает взаимодействие лиц с разным уровнем квалификации. Кроме того, деятельность туристических компаний может быть сосредоточена в районах с низким уровнем развития промышленности или производственной деятельности.
Туристические потоки неравномерно распределяются в течение года, во многих регионах имеются свои сезонные колебания, однако в отрасли туризма они более заметны, чем в других секторах экономики.
Туризм также является индикатором благосостояния населения. Если население достаточно платежеспособно, то развивается и отрасль туризма. Учитывая темпы роста общего реального потребления, при росте потребления хотя бы на 5% расходы на путешествия увеличивается на 10%. Туристическая деятельность способствует развитию малых городов, а также освоению новых рекреационных ресурсов в ходе формирования нового туристического продукта.
Однако туристическую деятельность связывают и с негативными факторами. Так, туризм может в худшую сторону изменять экологию, качество природных ресурсов, а также объекты природного наследия, и это несмотря на принцип мягкого потребления. Многие туристические ресурсы не подлежат переработке или восстановлению, следствие чего бережное отношение к ним не дает действенного результата, особенно это касается природных ресурсов.
Общая картина рынка труда и занятости в туризме
На сегодняшний день, исходя из вышеперечисленных факторов, можно сделать выводы о наличии определенной картины рынка труда в туризме:
- Ценится живой труд за счет того фактора, что в ходе реализации периодического продукта необходимо прямо коммуницировать с клиентами.
- Технология создания туристического продукта требует участия креативных и профессиональных коллективов, являющихся специалистами своего дела. Нередко задачи туристической отрасли достаточно специфичны и требуют привлечения специалистов в конкретной области.
- В настоящее время на рынке туризма занято большое количество женщин.
- Технологические особенности туризма требуют участия в создании, сопровождении туристического продукта людей около 400 различных профессий.
- Несмотря на наличие большого количества профессий, рынок характеризуется высоким уровнем текучести, а также невысоким уровнем доходов среди туристических кадров.
- В сфере туризма ощущается дефицит работников среднего и нижнего вина, а также переизбыток административного персонала, что обуславливается их более высоким доходом.
- В некоторых случаях к кадрам могут предъявляться специфические требования, например, знания иностранных языков, нормативной базы, психологии, конфликтологии и т.д.
Анализ рынка труда и занятости в данной сфере осложняется отсутствием достоверной информации о туристической деятельности, необходимой статистики, к которой был бы организован свободный доступ. Кроме того, данный рынок характеризуется высокой динамикой и нестабильностью. Кроме того, отсутствует единый подход к отчетности туристических предприятий, что также осложняет оценку вышеуказанных параметров.