Сущность туроперейтинга
Туроперейтинг – это вид туристского предпринимательства, заключающийся в комплектации туров из услуг, которые предлагаются партнерскими организациями и поставщиками услуг.
Например, туристический продукт формируется из предложений транспортных компаний, гостиничных предприятий, экскурсионных и развлекательных предприятий и т. д.
Роль туроперейтинга определяется таким субъектом туристической деятельности, как туроператор. Он занимает срединную позицию между производителями услуг и туристами, выступающими в качестве потребителей данных услуг. Целью туроператора является продвижение услуг с целью их реализации среди потребителей в виде комплексного туристического продукта, а именно тура.
Однако понятие туроперейтинга намного шире, чем просто процесс формирования тура. В частности, туроперейтинг предполагает реализацию двух следующих задач:
- Основная - формирование пакета тура
- Дополнительна - формирование пакета услуг, которые потребляются туристами на месте.
На первый взгляд, формирование пакета дополнительных услуг не является задачей туроператора и не относится к его деятельности. Однако именно многие дополнительные услуги являются основным мотивом привлечения туристов к покупке определенного туристического продукта. В качестве дополнительных услуг можно рассматривать посещение тематических парков, предоставление возможностей для развлечений и дополнительных поездок и т.д.
Основную долю доходов туроператора составляет потребление именно дополнительных услуг, которые приобретаются туристами помимо пакета тура на месте отдыха.
Рисунок 1. Туроперейтинг. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Классификации туроператоров и моделей туроперейтинга
Туроператоры делятся на категории. В частности, выделяют следующие классификации.
По виду деятельности:
Операторы массового рынка. Осуществляет продажу турпакетов с использованием чартерных авиарейсов в те места, куда чаще всего путешествуют туристы.
Специализированные операторы. Данные туроператоры специализируются либо на определенной продукции, либо на определенной целевой аудитории. В свою очередь они могут делиться на следующие категории:
- Со специальным интересам – организация сафари в Африке, спортивный туризм и т.д.
- Специального назначения – например, поездки в определенную страну.
- Направленность на определенную клиентуру – молодежные путешествия, семейные путешествия, деловые путешествия и т.д.
- Со специальными местами размещения – в домах отдыха, в отелях, гостиницах и т.д.
- Использующие определенный вид транспорта – путешествия на теплоходах, поездах и т.д.
Исходя из места деятельности:
- Местные. Туристический продукт формируется в рамках одной страны.
- Выездные. Туристический продукт формируется с возможностью выезда в зарубежные страны.
- На приеме. Данный туроператор находится в стране назначения и обслуживает тех туристов, которые прибывают в страну.
Выделяют также три основных модели туроперейтинга:
- Инициативная. Инициативные туроператоры отправляют туристов в другие страны или в другие регионы, договариваюсь с принимающими, то есть рецептивными операторами или напрямую с предприятиями. Формирование туристического продукта осуществляется не менее чем из трех услуг, то есть размещения, передвижения и любой другой услуги, не связанной с первыми двумя. Данные туроператоры могут формировать сложные маршруты тура, которые будут укомплектованы из услуг местных туроператоров.
- Рецептивная. Это туроператоры-оптовики. Они не только контролируют места в гостиницах и курортах, но и владеют комплексом иных услуг, формируя из них пакет актуальных предложений. Мировая практика показывает, что именно рецептивные туроператоры получают наибольший доход в сфере туризма. Основной доход делается именно на дополнительных услугах, который турист покупает сверх пакета тура.
- Программная. Ее смысл заключается в том, что для привлечения туристов, попадающих под определенную целевую аудиторию, требуется разработка специальной программы, то есть условия обслуживания, имеющие высокий уровень оригинальности. Для привлечения конкретной целевой аудитории необходимо знать, какие существуют у нее традиции, нормы, боли и потребности. Объединение данных знаний в ходе маркетингового анализа способствует созданию нового туристического продукта.
Функции туроператоров в ходе реализации туроперейтинга
Выделяют следующие основные функции туроперейтинга:
- Изучение целевой аудитории, ее потребностей, с целью разработки туристических программ.
- Составление перспективных туристических программ, их апробация, анализ полученных результатов на рынке.
- Взаимодействие с поставщиками услуг. Предполагает заключение соглашения с гостиницами, предприятиями питания, фирмами, предлагающими себе экскурсионные услуги. Возможно также заключения договоров со спортивными учреждениями, кинотеатрами, театральными предприятиями и т.д. Взаимодействие с поставщиками должно носить не только текущий характер, но и перспективный, то есть направленный на взаимодействие в будущем.
- Расчет стоимости тура исходя из вышеперечисленных факторов. Стоимость тура должна быть рассчитана таким образом, чтобы он окупился в полном объеме, а не был в ущерб туроператору.
- Подготовка кадров, которые способны эффективно реализовывать задачи, поставленные перед туроператором. Кадры должны уметь контактировать с туристами, координировать их деятельность, контролировать выполнение туристических программ.
- Рекламное продвижение туристического продукта на рынке. Данная деятельность предусматривает донесение информации до потенциального потребителя, то есть туриста.
- Поддержание постоянной оперативной связи с туристами в ходе потребления ими туристического продукта. Возникающие вопросы должны быть оперативно разрешены. От качества обслуживания туристов зависит успешность туристического продукта в целом.