Туризм как особая сфера коммуникаций
Туризм - особая сфера коммуникаций, требующая высококвалифицированных специалистов. Для интеграции в международный экономический союз, необходимо сформировать имидж собственного предприятия как компетентного и надежного партнера. Для этого необходимы знания правил, специфики, национальных особенностей стран-партнеров, поведенческие модели представителей иных культур, а также применение этих правил в практической деятельности.
Незнание чужой культуры, ее непонимание и неприятие способны привести к разрыву деловых отношений.
Залог эффективного делового сотрудничества и успеха, процветания в международном бизнесе - умение приспособиться к чужой культуре, изучить эту культуру и ее язык. Недоверие к чужому, непонимание и даже раздражение способны воздвигнуть коммуникативные барьеры и спровоцировать конфликты.
Специалистам, работающим в контактной зоне, к которой относится и сфера туризма, необходимо знание основ межкультурной коммуникации.
Межкультурная коммуникация
Межкультурная коммуникация - это процесс взаимодействия представителей различных культур и субкультур.
Все мировые культуры можно разделит на три группы:
- моноактивные,
- полиактивные,
- реактивные.
Это деление основывается на общих чертах следующих факторов:
- географического положения,
- истории,
- религии,
- языка.
К моноактивным культурам относятся культуры, в которых заведено планировать свою жизнь, организовывать деятельность в конкретной последовательности, составлять расписание, заниматься в данный момент одним делом. К этим культурам относят шведов, немцев, датчан, швейцарцев.
Полиактивные культуры характеризуются традицией делать сразу несколько дел, планировать очередность дел без учета расписания по степени привлекательности, значимости в настоящий момент. К этой группе культур относят итальянцев, латиноамериканцев и другие подвижные общительные народы.
Реактивные культуры - это культуры, которые придают наибольшее значение уважению и вежливости, предпочитают молча выслушивать собеседника и осторожно реагировать на его предложения. К представителям данной культуры относят японцев, финнов, китайцев.
Манера ведения переговоров с представителями различных культур
При подготовке к переговорам и в процессе их ведения рекомендуется обращать внимание на национальные особенности и различия в культурах. Разные народы ведут переговоры по-разному, здесь открываются культурные различия и противоречия.
Главное правило при ведении переговоров - соблюдение декорума - внешних приличий, выражающихся в беспристрастном отношении к собеседнику и его действиям, даже если он неприятен и вызывает отрицательные эмоции.
Во время переговоров с представителями моноактивной культуры рекомендуется:
- демонстрировать уважение к основным ценностям этой культуры: пунктуальности, порядку, аккуратности, квалификации;
- быть готовыми решать самые сложные и основные вопросы в начале беседы;
- быть аккуратным в одежде, высказываниях и действиях;
- помнить о том, что для этих народов шутки при ведении дел неприемлемы, но возможны после подписания контракта.
С представителями полиактивной культуры рекомендуется:
- вести переговоры сдержанно, не давить на партнеров, не представлять свои козыри сразу;
- быть готовыми к тому, что могут перебить, представляя собственную позицию или задавать уточняющие вопросы;
- обратить особе внимание на неформальные факторы для достижения эмпатии;
- понравиться партнеру и вызвать у него доверие.
При проведении переговоров с народами реактивной культуры необходимо:
- внимательно выслушивать партнера и постараться понять его намерения;
- использовать тактику молчания, выжидания, сначала оценить значение сказанного, а затем задавать уточняющие вопросы;
- поддерживать определенную степень непроницаемости.