Выставочная деятельность в туризме
Выставочные мероприятия имеют особое значение среди средств туристского маркетинга.
Участие в выставочных мероприятиях - эффективное и значительное средство формирования маркетинговых коммуникаций.
По своей сути выставки представляют собой совокупность следующих элементов комплекса коммуникаций:
- связи с общественностью,
- реклама,
- личные продажи,
- стимулирование сбыта.
Выставочная деятельность позволяет:
- показать потенциальным клиентам возможности путешествия в ту или иную страну,
- привлечь внимание к определенной туристской продукции,
- предоставить информацию иностранным туристам о стране, туристской политике, мерах обеспечения устойчивого туризма в данном регионе,
- установить контакты с делегатами туристских предприятий и администраций, заключить договора сотрудничества или продаж,
- установить контакты с представителями СМИ и благодаря их помощи расширить представления туристов о потенциале страны в туристской сфере,
- ознакомиться с опытом туристских организаций и их рекламой,
- проанализировать предложения конкурентов,
- определить спрос на предлагаемые поездки по данным направлениям, сделать прогноз изменений спроса,
- получить информацию о конъюнктуре рынка.
Классификация выставочных мероприятий
Выставочную деятельность можно систематизировать по основным признакам:
- цель проведения,
- частота проведения,
- характер предложения экспонатов,
- состав участников.
По целям проведения выставки подразделяются на:
- торговые,
- ознакомительные.
По частоте проведения выставочные мероприятия делятся на:
- сезонные,
- ежегодные,
- периодические.
По характеру предложения экспонатов выставки бывают:
- специализированные,
- универсальные,
- отраслевые,
- многоотраслевые.
Согласно составу участников выставки классифицируются как:
- международные,
- национальные,
- межрегиональные,
- региональные.
Отдельно выделяют международные туристские биржи - выставочные мероприятия, на которых помимо рекламы туризма, проводится работа по формированию контактов и заключению соглашений между продавцами туристских услуг и производителями этих услуг (транспортными предприятиями, гостиницами и т.д.).
Данными биржами, как правило, открывается или завершается период активной рекламы туров, анонсированных на предстоящий год.
Для того чтобы сделать участие в выставке наиболее эффективным, туристская фирма должна особенно тщательно планировать свою работу и участие в выставочных мероприятиях.
Процесс участия в работе выставки
Участие туристской фирмы в работе выставки можно разделить на ряд этапов:
- принятие решения об участии в выставке,
- определение цели участия,
- выбор конкретного мероприятия, в работе которого примет участие туристское предприятие,
- подготовительные и организационные работы,
- деятельность в процессе функционирования выставки,
- анализ итогов участия в выставочном мероприятии.
В качестве основных целей, которые ставит туристское предприятие, принимая решение об участии в выставке могут быть:
- демонстрация туристского предприятия и его продуктов,
- поиск новых рынков,
- изучение рынков сбыта,
- расширение клиентуры,
- внедрение на рынок услуг нового продукта,
- определение возможного спроса на продукт-новинку,
- поиск деловых партнеров,
- ознакомление с предложениями конкурентов,
- позиционирование собственных продуктов сравнительно аналогичных продуктов конкурентов,
- формирование положительного имиджа,
- прямой сбыт продукции и заключение договоров.
На эффективный выбор конкретной выставки для достижения определенных целей влияют:
- время и место проведения мероприятия,
- численный и качественный состав участников и посетителей,
- авторитет выставки,
- уровень деловой активности по результатам предыдущей выставки,
- условия участия в мероприятии,
- возможность предоставления выставочных площадей и услуг,
- разработка сметы участия фирмы в выставке и сопоставление затрат финансовым возможностям туристского предприятия.