Туристская характеристика города Кандалакша
Кандалакша – это город на юго-западе Мурманская области России, численность населения которого составляет 30 тысяч человек.
Первое упоминание о городе появилось в 1517-м году, основан он предположительно в 1526-м году.
Город расположен на побережье Белого моря. Территория региона окружена Зашейковским лесничеством. В составе лесничество находятся три участковых лесничества, общей площадью 681 462 га. Рельеф территории в основном равнинный. Кроме того, в окрестностях города располагается Кандалакшский заповедник, который является местом охраны гнездовых колоний морских птиц островов Белого и Баренцева моря. Кроме того, в заповеднике растут свыше 7100 видов сосудистых растений, 4100 видов мха, обитают 67 видов млекопитающих, 258 видов птиц, в том числе белки, лисы, куницы, рыси, бурые медведи, лоси, глухари и т.д. Из деревьев, в основном, произрастают сосны и ели. Обитает. Кроме того, заповедник славится кольчатыми нерпами, морским зайцем, также серым тюленем, которые здесь обитают. В водоемах нерестится знаменитая беломорская сельдь, однако ее количество к 2020-му году серьезно сократилось.
Город является промышленно развитым, так, на территории города располагается алюминиевый завод, морской торговый порт, структурные подразделения ОАО РЖД, железнодорожные транспортные узлы, машиностроительный завод и т.д. Так, Кандалакшский машиностроительный завод являлся одним из крупнейших в России производителей и поставщиков запасных частей для дизельных агрегатов промышленного, судового и тепловозного назначения, однако в 2019 году он обанкротился. В городе действует примерно 250 торговых предприятий, в том числе сети популярных магазинов.
Многие специалисты в области туризма называют Кандалакшу «белым пятном» на туристской карте области. Ее истинные возможности не известны не только производителям турпродуктов, но и самим жителям региона. В настоящее время анализируются имеющиеся туристские программы, планы, публикации, научные труды, которые позволяют сделать вывод о туристской эффективности региона.
Рисунок 1. Кандалакша. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Перспективы развития туризма в Кандалакшском районе
Возможности для развития туризма в Кандалакшском районе:
- Насыщенность природными культурными объектами. Это наиболее привлекательная территория Мурманской области. Имеет наиболее благоприятный климат. Имеется рекреационные ресурсы, в том числе природные, климатические, исторические и культурные. Развиты гостиничное и ресторанное обслуживание, имеются зрелищно-развлекательные программы, развивается транспортная инфраструктура и т.д. Имеются условия для создания туристских продуктов для любого сезона, организация круглогодичного отдыха туристов. Таким образом, решается проблема сезонности турпродукта.
- Проходимость города. Через Кандалакшу и Кандалакшский район проходит значительная часть грузов, которые ввозятся на территорию региона или вывозятся с него. По данной причине регион именуется также «воротами Мурманской области». Именно через территорию данного региона перераспределяются транспортные потоки из стран Скандинавии, центральной части России. Здесь пересекаются наземные транспортные артерии Кольского края. Регион имеет выход из Кандалакшского порта через Белое море и Беломоро-балтийский канал в центральные водоемы страны.
- Сохранившаяся туристская база. Имеются гостиницы, предприятия питания, учреждения зрелищно-развлекательной сферы, которые позволяют не создавать туристские предприятия заново, а использовать те, что уже есть. Кроме того, на территории региона имеется огромный опыт разработки и производства турпродуктов.
Проблема развития туризма в Кандалакше
Помимо позитивных факторов, которые позволяют развиваться туризму на территории региона, имеется и некоторые основные проблемы, которые характерны не только для города Кандалакша, но и для всего туризма в Мурманской области в целом. Эти проблемы не являются неожиданно возникшими, а назревают уже давно:
- Отсутствие системного подхода к развитию туризма. Многие организации работают лишь над отдельными элементами туристского комплекса, преследуют цель «сиюминутной выгоды». Однако данная деятельность не учитывает общие стратегические интересы региона и не позволяет получить объективную картину перспектив развития туризма.
- Недостаточность информации о различных компонентах туристского потенциала региона. Отсутствует единый центр сбора информации о туристской деятельности, геодезическая основа, которая позволит проанализировать имеющуюся информацию. Подобная ситуация не позволяет провести полноценный анализ и оценку рекреационных ресурсов с целью планирования состава и содержания туристских продуктов, туристского комплекса.
- Отсутствие планировочных мероприятий. Планы развития туризма на территории региона возникают в результате взаимодействия некоторых ведомств, однако при этом они разрабатываются без учета планировочных ограничений. В конечном итоге, отсутствие полноценной информации, необходимой статистической базы и ведомственной несогласованности сдерживают туристское развитие региона, что приводит к значительным финансовым потерям.
- Отсутствуют квалифицированные специалист в области управления туристским бизнесом. У многих специалистов отсутствуют знания в области экономики управления туристской деятельности, маркетинга туризма, туристских технологии, что приводит к ряду ошибок в работе. В области есть специалисты, которые уже давно работают в обозначенной сфере, однако их практическая деятельность не подкрепляется научными положениями, технологиями, теоретическими знаниями, что ведет к большим потерям временных, финансовых и иных ресурсов. Туризм не может существовать без научного обоснования, однако и теория туризма должна основываться на практической апробации.