Понятие туристского районирования
Туристское районирование – это процесс разделения территории, при котором осуществляется идентификация по рекреационным признакам.
Туристское районирование предусматривает необходимость определения рекреационных районов, которые разделяются между собой по каким-либо индивидуальным признакам. Как правило, районирование является достаточно сложной задачей, поэтому его производство осуществляется исключительно профессионалами своего дела. При районировании основная задача специалистов заключается в выделении туристских зон. В основном данный прием используется там, где хорошо развит туризм.
Исследование туристского районирования начинают с выделения и рассмотрения особенностей районообразования. Это длительный процесс, отличающийся объективностью. Использование приемов районирования позволяет также эффективно, без ущерба для природы, использовать ее потенциал.
Туристское районирование основывается на следующих принципах:
- Выявление новых рекреационных ресурсов, предпосылок для развития туризма в определенной местности.
- Развитие туризма в еще неосвоенных в туристическом плане местах.
- Выделение и создание новых туристских районов различных уровней.
- Определение туристской специализации районов.
- Перенесение опыта развития туризма с одного района на другой.
Сложность туристского районирования заключается в двух основных аспектах:
- Анализ территории всего мира, то есть разных и несхожих друг с другом областей.
- Анализ мест, где туризма практически нет, где он слабо развит, а также где имеются какие-либо предпосылки для его развития.
Выделяют следующие районообразующие факторы:
- Особенности географического положения. Учитывается положение с точки зрения туризма. В частности, принимается во внимание расположение достопримечательностей, отношение туристов к данному направлению, политическая стабильность, отношение к «горячим точкам планеты», наличие развитой инфраструктуры и т.д.
- Характер природы. Учитывается уровень рекреационных ресурсов, возможность использования природных ресурсов для оздоровления организма человека. Кроме того, важную роль играет климат, удобство использования природных ресурсов.
- Насыщенность территории достопримечательностями, культурно-историческими ценностями. Специалисты учитывают, насколько они сочетаются, а также располагаются по отношению к основным зонам и центрам туризма.
- Привлекательность природных, культурных и исторических ценностей для туристов, перспектива использования данного направления.
- Уровень развитости инфраструктуры.
- Время, которое необходимо затратить на поездку в данную страну (время прибытия и убытия).
- Уровень финансовых затрат на путешествие.
- Уровень сервиса, квалификация работников.
- Уровень безопасности страны, политическая обстановка.
- Уровень экономического развития страны.
- Отношение властей к проблемам туризма.
Принципы туристского районирования
Принципы туристского районирования связаны с разнообразием туристических направлений. Среди них можно выделить следующие принципы:
- Экономический. Государство анализируется как единый народнохозяйственный комплекс, имеющий основные и вспомогательные производства. Согласно данному принципу специализация районов определяется преобладающими отраслями производства. Учитывается экономическая эффективность государства.
- Национальный. Учитывается национальный состав района, исторически сложившиеся особенности быта, кухни и т.д.
- Административный. Определяет связь с политико-административным устройством страны. Создаются предпосылки для самостоятельного развития районов и укрепления их роли в разделе труда.
Данные принципы являются основополагающими в развитии туризма, причем не только в России, но и за рубежом. На сегодняшний день развитие крупных туристических областей диктуется не только их ускоренным экономическим развитием, но и научно-техническим прогрессом.
В России выделяют следующие звенья районирования:
- Крупные. Четко специализированы. Существуют на уровне областей и республик. Располагают значительной территорией, на которой проживает многочисленное население.
- Средние. Руководство осуществляется некоторыми отраслями хозяйства в пределах области, края или республики. Значительную роль играет сельское хозяйство и сфера услуг.
- Низкие. Это первичные звенья в развитии туристской области. На их основе образуются начальные производственные комплексы. Могут объединяться в более крупные объединения.
Особенности туристского районирования
Для того, чтобы эффективно решать задачи туристского районирования, необходимо обладать специфическими познаниями в туристской области. Разработка научных принципов туристского районирования, дальнейшая проработка данной темы способствуют выявлению новых рекреационных ресурсов, дифференцированное отношение ко многим туристским территориям.
Процесс туристского районирования осуществляется в четыре этапа:
- Выработка стратегии для развития территории с потенциальными ресурсами в области рекреации и туризма.
- Начало быстрого роста туристского района. Пиар-акции туристских продуктов в данном направлении. Ориентирование персонала на высокий уровень обслуживания в области туризма
- Снижение рекреационной и туристической популярности района. Анализ причины упадка.
- Стабилизация и переориентация района, учет его рекреационной специализации. Трансформация некоторых функций. Регион на данном этапе становится самодостаточным.
Особенности туристского районирования заключаются в том, что многие его позиции затрагивают природные и общественные явления, а само оно представляет собой особый интегральный процесс. Туристское районирование должно отвечать признаку объективности, то есть отражать основные характеристики туристической территории.