Особенности туристского маршрута «Золотое кольцо России»
В наши дни «Золотое кольцо России» переживает инвестиционное оживление. В городах, по которым проходит данный туристский маршрут, уже построены десятки новых гостиниц и отелей, появляются объекты нового формата, а именно многофункциональные рекреационные комплексы. На растущий рынок туруслуг выходят новые гостиничные сети. Российские отельеры Золотого кольца России представлены такими компаниями как:
- «Интурист»;
- «Амакс»;
- «Азимут»;
- «Гост отель менеджмент».
Кроме того, многие зарубежные гостиничные сети отелей также планируют открывать отели в городах данного туристского маршрута. Помимо развития гостиничного сегмента, разрабатываются новые туристские программы, возникают новые центры притяжения массового спроса. На маршруте, который до недавнего времени по оценкам экспертов деградировал, формируются новые потребительские тенденции, а советские традиционные туруслуги заменяются совершенно новым туристским продуктом.
Золотое кольцо России объединило туристские маршруты, которые проходили по древнерусским городам. Ключевыми звеньями маршрута стали следующие населенные пункты – Сергиев Посад, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир. Впервые данный маршрут был назван «Золотым кольцом» Юрием Бычковым, литератором, который в 1967-м году написал серию очерков о данных городах, указав на их уникальность.
Практическое применение Золотому кольцу России было найдено в 1970-е годы, когда из данного маршрута было сделано одно из основных направления внутреннего туризма, наряду с Москвой и Санкт-Петербургом. Маршрут был спланирован таким образом, чтобы можно было совершить кольцевую поездку по историческим местам с отправлением из Москвы. Турпутевкой предусматривались ночевки в каждом из городов этого маршрута. Объекты подбирались таким образом, чтобы была возможность совершить недельную поездку с возвращением в Москву.
Совершенствование туристской инфраструктуры позволило активно развивать гостиничный бизнес в данном регионе, причем основная туристская нагрузка легла на Владимир и Ярославль. В советский период поездки по Золотому кольцу России изначально пользовались популярностью, однако буквально за одно десятилетие маршрут превратился в неинтересный, несколько "занудный" продукт со стандартным набором обзорных экскурсий. Туристы были настолько перегружены осмотром достопримечательностей, что со временем потеряли интерес к данному турпродукту.
Ситуация с падением популярности «Золотого кольца» усугублялась плохим качеством гостиничных услуг, оказываемых на маршруте. Многие гостиницы игнорировали минимальные стандарты, экономили на удобстве, качественных замках, иных бытовых мелочах. Туристы нередко жаловались на проблемы с питанием.
Рисунок 1. «Золотое кольцо России». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Изменение туристской инфраструктуры городов Золотого кольца России
За последнее время операторы Золотого кольца России осуществили серьезные изменения, коснувшиеся инфраструктуры. Они стали кооперироваться для того, чтобы переломить ситуацию и наполнить советский бренд совершенно новым содержанием. Ранее подобных попыток практически не предпринималось. В настоящее время основные инновации направлены на поиск новых идей, которые позволят привлечь туристов.
Линейка туристских пакетов стала активно расширяться за счет тематических, а также событийных поездок. Так, региональные туроператоры стали предлагать совершить этно-сафари по русским деревням, где сохранился традиционный уклад жизни. Кроме того, туристам предлагают посетить первобытный парк-музей, воинские шоу. В Переславле проводится фестиваль воздухоплавания, который ежегодно привлекает большое количество туристов. В окрестностях Углича предлагают специфическое развлечение а-ля «бурлаки на Волге», в ходе которого участники тянут по Волге настоящую баржу. Активно развивается также этнографический туризм, в том числе с возможностью посещения ремесленных мастер-классов, дегустации, фольклорных программ. Активно стали формироваться туры с визитами на пивоварни, хлебопекарни, текстильные и иные предприятия.
Туристам, по большей части, интересны не только осмотр городов и достопримечательностей, но и познание жизни провинции, участие в развлекательных программах. Поэтому в экскурсионные программы стали включать мастер-классы, например по изготовлению своими руками матрешки. Параллельно туристов угощают традиционными древнерусскими яствами, которые нигде, кроме как на маршруте Золотое кольцо России, не готовят. Спросом пользуются также организации индивидуальных туров. Если раньше они не пользовались особой популярностью, то сейчас их доля составляет около 50% от общего туристского потока.
Перспективы развития инфраструктуры «Золотого кольца»
Развития внутреннего туризма городов Золотого кольца России сопровождается общим развитием инфраструктуры. В малых городах стал активно развиваться гостиничный рынок, было создано огромное количество мест, где туристы могут остановиться. Появилось множество отелей достойного качества, которые удачно вписывается в старую архитектуру, не нарушая общего архитектурного ансамбля города.
В окрестностях городов Золотого кольцо России стали появляться новые форматы гостиничной недвижимости, а именно многофункциональные рекреационные комплексы, которые объединяют, не только отели, но и курортную инфраструктуру. В будущем они могут выступить в качестве новых центров притяжения спроса. Стоит отметить, что у маршрута Золотое кольцо России имеет огромные земельные и рекреационные ресурсы.
Ежегодно данный маршрут посещают от двух до трех млн. туристов. Однако, по мнению экспертов, Золотое кольцо России пока что не готово принимать большое количество туристов. Одной из ключевых проблем является неразвитая инфраструктура, в том числе транспортная, а также инженерные коммуникации, которые необходимы для работы новых проектов.
Развитие инфраструктуры невозможно без господдержки, бюджетного финансирования, специфических налоговых льгот для инвесторов, а также установленных сроков реализации программ. Нужны системные программы, которые не только затрагиваю смежные с туризмом отрасли, но и позволяют убедить потенциальных инвесторов в том, что государство намерено оказывать свою поддержку для развития туризма на маршруте Золотое кольцо России.