Управление предприятием в области туризма
Процесс управления предприятием в области туризма и социально-культурного сервиса во многом схож с управлением любого предприятия в любой другой действующей отрасли.
Понятие "управление" шире, чем понятие "менеджмент", и может применяться к разным видам деятельности.
Управление - это целенаправленная сознательная деятельность человека, при помощи которой он может упорядочить и подчинить собственным интересам элементы окружающей среды.
Управление достаточно многообразно и может быть различных видов:
- государственное управление,
- управление социальными процессами,
- техническое управление,
- хозяйственное управление,
- идеологическое управление.
Менеджмент предприятия
Хозяйственное управление принято называть менеджментом. О менеджменте предприятия говорят тогда, когда хозяйствующий объект функционирует в условиях рынка и ориентируется на свои потребности и нужды, независимо от того, желает он получить прибыль или нет.
Общее понятие менеджмента включает в себя:
- учебную дисциплину,
- совокупность научных знаний и практического опыта,
- группу высших руководителей,
- процесс принятия управленческих решений,
- управление самостоятельным видом деятельности,
- науку и искусство управления.
С течением времени владельцы крупных предприятий не могли квалифицированно руководить большим количеством кадров и заниматься предпринимательской деятельностью, и начали нанимать для этого специальных профессиональных управляющих - менеджеров. Таким образом, менеджеры выполняют две основные функции:
- предпринимательство,
- управление текущей деятельностью предприятия.
Практическая реализация менеджерами своих функций рассматривается в двух аспектах:
- Управление функционирующим в условиях рынка предприятием, что связано с необходимостью принимать самостоятельные управленческие решения.
- Управление самостоятельным видом деятельности.
Менеджмент - это совокупность практического опыта и знаний междисциплинарного характера:
- экономики,
- социологии,
- психологии,
- организации,
- педагогики,
- права.
В общем виде менеджмент представляет собой науку и мастерство управления, способность добиваться поставленных целей путем использования интеллекта, труда и мотивов поведения людей, посредством применения менеджером своих личных способностей и талантов, а также методологии управления: целенаправленного воздействия на людей с целью превращения неорганизованных элементов в производительную и эффективную силу.
Менеджмент - это человеческие возможности, используемые лидерами для достижения тактических и стратегических целей туристского предприятия.
Управление включает следующие аспекты:
- институционный,
- функциональный,
- инструментальный.
Менеджмент в сфере социально-культурного сервиса
В сфере социально культурного сервиса менеджмент понимается как управление социально-экономическими процессами и явлениями, происходящими в области туризма.
Управление в этой сфере имеет ярко выраженные особенности, позволяющие выделить его специфику: взаимоотношения между производителем и потребителем туристских услуг не сводятся только к рыночным отношениям, между ними происходит более напряженное взаимодействие, включающее культурные, социальные, психологические аспекты.
В деле управления туристским предприятием производственно-технологические процессы не единственные и даже не определяющие деятельность предприятия сферы социально-культурного сервиса.
Управление в сфере сервиса ставит своей задачей рыночное развитие сферы услуг:
- организацию труда персонала,
- достижение конкурентоспособности услуг,
- повышение производительности труда работающих,
- прибыльность предприятия.
В то же время, предприятие сферы туризма старается реализовать многообразные запросы и потребности больших групп людей, конкретных лиц, вступающих с производителем услуг в процессы рыночного обмена. Это формирует отличие менеджмента туризма от управления в других организациях общественного характера.