Общие положения
Планирование - начальный этап управления, определяющий и упорядочивающий задачи организации, который завершается перед реализацией плана в действительность и включает в себя:
- маркетинговый анализ (соответствие нововведений требованиям рынка и конкуренции),
- анализ технико-экономических показателей (соответствие новых видов услуг специализации предприятия),
- финансовый анализ (экономическая эффективность новых видов услуг).
Процесс планирования туристического продукта предполагает осведомленность о настоящем состоянии дел и направлений развития, которые облегчают представить будущее, а также включает в себя овладение методикой перехода от настоящего состояния в прогнозируемое будущее.
Цель туристского планирования - формулировка задач развития туризма, определение средств их достижения, при стремлении к получению максимальной выгоды от развития туризма с социальной, экономической, культурной точек зрения, а также с учетом необходимости обеспечения равновесия между туристским предложением и спросом.
Планирование предполагает:
- определение политики предприятия,
- обоснованный выбор конечных и промежуточных целей,
- разработку мероприятий для достижения целей,
- определение необходимых ресурсов, их источников и распределения,
- обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.
Существует три вида планирования:
- стратегическое,
- среднесрочное,
- текущее.
Текущее планирование
Текущее планирование - это определение промежуточных целей, способствующих достижению стратегических целей и задач.
Планирование направлено на наилучшее использование возможностей фирмы, рациональное применение всех видов ресурсов, уменьшение степени неопределенности и риска, а также предотвращение ошибочных действий.
Характеристики текущего планирования:
- срок до 1 года,
- детализация и уточнение целей среднесрочного планирования,
- ориентация на выбор способа достижения стратегических целей,
- отражение в недолгосрочных и оперативных планах,
- определение всех направлений деятельности предприятия и его подразделений на текущий период.
Качество планирования определяется следующими факторами:
- компетентностью всех уровней руководства фирмы,
- квалификацией персонала,
- наличием информационной базы,
- технической обеспеченностью предприятия.
Оперативные планы туристического предприятия
Текущее планирование реализовывается путем подробной разработки оперативных планов для предприятия в целом или отдельных его подразделений, такими планами могут быть:
- бизнес-планы,
- программы маркетинга,
- планы по научным исследованиям,
- производственные планы,
- финансовые планы,
- план материально-технических поставок.
Для реализации текущего планирования туристической фирмы составляются оперативные планы, которые содержат списки конкретных мер, отвечающие на вопросы: "Что делать?", "Когда делать?", "Кто делает?", "Какие ресурсы используются?".
Распространенной практикой является разработка проектов по созданию и продвижению на рынок новых туристических продуктов и услуг.
Кроме указанных документов могут составляться планы подготовки и проведения различных мероприятий (конференций, выставок, ярмарок, юбилейных мероприятий).
Эффективность планирования
Эффективность планирования зависит от следующих критериев:
- полнота учета всех ситуаций и событий, способных повлиять на деятельность туристического предприятия,
- обеспечение точности прогнозов с использованием современных методов и средств,
- четкость и простота формулирования целей,
- непрерывность планирования, уточнение, пересмотр, корректировка соответствующих ориентиров развития фирмы,
- экономичность, которая предполагает сопоставление планируемых затрат с удобствами, которые от него ожидается получить.