Каналы сбыта туристского продукта
Канал продвижения туристского продукта - совокупность предприятий, принимающих право собственности на услуги и товары на пути их движения от производителя к потребителю.
Существует два типа каналов реализации услуг сферы сервиса и туризма:
- прямой - непосредственный сбыт потребителю услуг,
- опосредованный - реализация продукции через посредников.
При опосредованном сбыте посредники получают комиссионное вознаграждение и могут делать торговые наценки, а поставщики услуг не имеют возможности контролировать сбыт своей продукции, однако есть и преимущества:
- отсутствие больших финансовых вложений на создание и работу собственной сбытовой сети для поставщика,
- высокая эффективность поставки услуги на целевой рынок благодаря опыту, связям, контактам, специализации и размаху деятельности посредников.
Каналы сбыта услуг сферы сервиса и туризма:
- электронная коммерция,
- открытие бюро продаж, агентств, представительств,
- связи с крупными предприятиями,
- франчайзинг с независимым турагенством,
- заключение агентских соглашений с туристическими фирмами без ограничений или с обязательствами-ограничениями.
Сбытовая политика крупных туристических предприятий посредством собственных каналов сбыта часто неоправданна с экономической точки зрения. Преимущества использования агентской сети представлены в таблице № 1.
Каналы продвижения продукта на рынок могут быть комбинированными, т.е предприятие имеет собственные структуры продаж и использует контрагентскую сеть.
Каналы сбыта характеризуются:
- длиной (количеством цепочек посредников на пути продвижения туристского продукта от производителя к потребителю),
- шириной (количеством участников на любом этапе движения услуги/товара).
Подходы для определения участников канала сбыта
Три основных подхода для определения участников каналов сбыта:
- Интенсивное распределение - реализацией продукта занимается любой желающий посредник.
- Эксклюзивное распределение - исключительные права на реализацию на определенной территории.
- Селективное распределение - реализацией продукта занимается агент, прошедший конкурс среди прочих агентов и максимально отвечающий требованиям оператора. Метод селективного распределения позволяет охватить рынок и сохранить контроль над каналом сбыта, имея низкие издержки.
Сбытовая стратегия туристского предприятия
Система продвижения туристского продукта - комплекс мероприятий для обеспечения эффективных продаж туристского продукта.
Чтобы реализовать продукт конечному потребителю и обеспечить связь между потребителями и производителями услуг, предприятие должно сформировать сбытовую сеть. Для эффективности сбытовой деятельности необходима долгосрочная маркетинговая сбытовая стратегия.
Этапы разработки сбытовой стратегии
- определение внутренних и внешних факторов, затрагивающих организацию сбытовой сети (изучение потребителей, определение возможностей изменения объемов продаж, анализ деятельности конкурентов);
- постановка целей сбытовой политики;
- определение каналов сбыта и способы управления ими;
- анализ и контроль за деятельностью сбытовой сети.
На выбор каналов сбыта влияют:
- характеристики товара (услуги),
- характеристики фирмы, ее возможности и размеры,
- размеры рынка,
- характеристики посредников.
При выборе каналов сбыта каждый вариант оценивается по трем критериям:
- Критерий контроля.
- Экономический критерий.
- Критерий адаптивности.
Электронная коммерция в маркетинге сферы сервиса и туризма
Электронная коммерция - это деятельность, направленная на получение прибыли при помощи комплексной автоматизации коммерческого цикла и использования компьютерных сетей.
Электронная коммерция привлекательна для покупателя значительной экономией времени при выборе товара и получении о нем информации.
Преимущества использования электронной коммерции туристическими предприятиями:
- круглосуточная доступность,
- расширение рынка сбыта,
- автоматизация сбора маркетинговой информации,
- снижение расходов на инфраструктуру,
- снижение расходов на рекламу.