Функции и задачи маркетинговой службы
Концепция маркетинга на туристском предприятии реализуется службой маркетинга.
Функции и задачи маркетинговой службы:
- разработка рыночной стратегии туристского предприятия:
- анализ и прогнозирование спроса и потребностей, состояния рынка, преимуществ предприятия среди конкурентов, качества и ресурсоемкости производимых товаров, качества товаров-конкурентов, уровня технического и организационного производства конкурентов,
- анализ связей с внешней средой,
- прогнозирование жизненного цикла товаров, объемов рынка согласно рыночным сегментам, граничных цен на будущие товары, конкурентоспособности товаров, выводимых на рынок,
- разработка мероприятий для повышения конкурентоспособности товаров,
- выбор целевых рынков;
- реализация концепции маркетинга:
- определение структуры системы менеджмента,
- разработка производственной и организационной структуры туристского предприятия,
- разработка положений и должностных инструкций предприятия,
- входной контроль соблюдения концепции маркетинга, нормативной и технической документации,
- анализ международной деятельности предприятия,
- прогнозирование цен на товары-новинки,
- согласование договоров и контрактов,
- организация сбыта товаров,
- разработка схемы обратной связи согласно стадиям жизненного цикла товаров;
- стимулирование сбыта и реклама товара:
- описание целей рекламы,
- описание правил, средств и методов рекламы,
- работа по организации рекламных служб и агентств,
- стимулирование сбыта,
- организация роста прибыли;
- проведение маркетинговых исследований:
- разработка и усовершенствование структурной организации маркетинговой службы предприятия,
- обеспечение информацией и формирование нормативной базы маркетинговых исследований,
- подбор кадров для обеспечения исследований,
- техническое оснащение,
- создание внутренних и внешних связей маркетинговой службы туристского предприятия.
Варианты организационных структур маркетинговой службы
Существует четыре варианта организационных структур отдела маркетинга:
-
Функциональная организация - характерна для небольших предприятий, имеющих малое количество рынков и товаров, при данной организации ответственность за выполнение каждой функциональной задачи возлагается на группу лиц или отдельное лицо (рис.1).
-
Продуктовая организация - характерна для предприятий, выпускающих разнообразную продукцию, она подразумевает наличие по каждому продукту (группе продуктов) управляющего с подразделением сотрудников, выполняющих маркетинговые задачи по данному продукту (рис.2).
-
Региональная организация - характерна для крупных туроператоров, имеющих разветвленную сеть сбыта, имеющих функциональную самостоятельность на региональных или национальных рынках, все менеджеры разделены по географическим регионам (рис. 3).
-
Организация маркетинга по покупателям - характеризуется ориентацией на определенный сегмент рынка.
Не существует универсального варианта организационной структуры службы маркетинга, каждый из вариантов имеет свои достоинства и недостатки.
Принципы организации структуры маркетинга на предприятии:
- простота,
- гибкость,
- наличие системы связей между подразделениями,
- малое количество звеньев.
Размер отдела маркетинга зависит от:
- объема предоставляемых услуг,
- вида услуг,
- количества конкурентов,
- важности рекламной кампании.
В настоящее время отделы маркетинга имеются практически в каждом крупном туристском предприятии. Число сотрудников в отделе, как правило, не превышает 5 человек. Деятельность маркетинговых служб включает:
- анализ рынка,
- разработку предложений по формированию турпродукта,
- выход на новые рынки,
- поиск конкурентных преимуществ,
- продвижение туристского продукта (работу с агентами, проведение семинаров, пресс-туров, участие в выставках),
- организация рекламы,
- связи с общественностью.