Общие положения
Коммуникации - это обмен смысловым значением информации между людьми.
В сфере туризма коммуникации являются:
- источником и распространителем информации,
- средством осмысленного воздействия на рынок,
- средством увеличения эффективности маркетинговой деятельности.
Маркетинговая коммуникация - это комплекс, включающий следующие компоненты:
- отправитель информации (коммуникатор),
- кодирование,
- обращение,
- канал коммуникации (средство распространения информации),
- получатель информации,
- декодирование,
- обратная связь в виде реакции получателя на сообщение коммуникатора,
- помехи (искажения) коммуникации,
- фильтры в прохождении информации от отправителя к получателю.
Коммуникации в сфере маркетинга туризма должны решать следующие задачи:
- Формировать спрос.
- Стимулировать сбыт.
- Повышать эффективность деятельности предприятия.
- Увеличивать прибыль туристского предприятия.
Составление плана и реализация системы коммуникаций предполагает:
- разработку стратегии коммуникации,
- подготовку и проведение мероприятий по каждому из элементов системы коммуникаций.
Разработка маркетинговой коммуникационной стратегии в сфере туризма
Коммуникационная стратегия - комплекс мероприятий для достижения коммуникационных целей, разработанный на основе принятой стратегии маркетинга с учетом стратегий в области продукта, цены и сбыта.
Разработка коммуникационной стратегии включает в себя следующие этапы:
- определение целевых аудиторий (сотрудники фирмы, потенциальные и действительные потребители, контактные аудитории, маркетинговые посредники, органы государственной власти и управления, производители туристских услуг);
- определение целей коммуникации (такими целями могут быть увеличение объемов продаж, создание осведомленности, формирование положительного отношения, предоставление информации, создание предпочтений, побуждение к приобретению продукта, формирование убежденности, создание положительного имиджа);
- определение структуры комплекса коммуникаций (межличностные коммуникации - прямой маркетинг, ярмарки, выставки, связи с общественностью; неличностные коммуникации - стимулирование сбыта, реклама);
- разработка бюджета - затраты на продвижение продукта должны быть меньше дохода, полученного в результате его использования;
- анализ результатов - оценка реакции целевой аудитории на меры по формированию спроса и стимулированию сбыта.
Имидж туристского предприятия
В процессе коммуникации важная роль отводится созданию положительного имиджа самого предприятия или его отдельного продукта.
Имидж - это целенаправленно создаваемый образ предприятия или продукта, инструмент рекламы и пропаганды.
Положительный имидж предприятия (продукта) способствует:
- повышению конкурентоспособности туристского предприятия на рынке,
- привлечению потребителей и партнеров,
- ускорению продаж,
- увеличению объема продаж,
- облегчению доступа к финансовым, человеческим, информационным, материальным ресурсам,
- облегчению ведения коммерческих операций.
Формирование имиджа состоит в том, чтобы обеспечить согласование фактических достоинств предприятия (продукта) и привнесенных специалистами достоинств, опираясь на предпочтения и критерии потребителей, а также состояние аналогичных услуг других производителей.
Принципы формирования положительного имиджа фирмы:
- реальность,
- оригинальность,
- направленность,
- понятность и простота,
- пластичность.
Совместно с имиджем на формирование положительного образа предприятия влияет и фирменный стиль - совокупность цветовых, словесных, графических, акустических составляющих для идентификации продукта, услуг туристского предприятия, позволяющих выделить и отличить продукты данного предприятия от аналогичных продуктов его конкурентов.
Фирменный стиль отображается в следующих элементах: логотип, слоган, товарный знак, фирменный блок, фирменный цвет, фирменный комплект шрифтов.