Цена. Функции цены
Цена - важный элемент маркетинга туристского предприятия и социально-культурного сервиса, рыночное выражение стоимости товаров и услуг.
Функции цены:
- получение дохода от реализации,
- средство установления взаимоотношений между предприятием и потребителем, помогает создать имиджевые представления о фирме, оказывающие влияние на ее развитие,
- способ борьбы с конкурентами.
Ценообразование
На процесс ценообразования влияют следующие характеристики ценовой стратегии:
- гибкость цен на разных сегментах рынка,
- наличие промежутка времени между установлением цены и куплей-продажей продукта,
- убытки, связанные с риском нереализованных продуктов, несет производитель, это связано с невозможностью хранения услуг.
- велико влияние конкурентов,
- государственное регулирование сферы контроля цен в сфере транспорта,
- сезонная дифференциация цен,
- ориентация на психологические особенности потребителя,
- существенная цена сделок с туристскими услугами.
Данные особенности обуславливают политику ценообразования на двух уровнях:
- Стратегия ценообразования: комплекс цен, подлежащих публикации в путеводителях, брошюрах, каталогах; они обозначают положение продукта и предприятия, долгосрочную прибыль, регулируют границы изменения цен.
- Тактика ценообразования: стоимость реализации услуг с учетом конкретных ситуаций.
Виды цен в сфере туризма:
- нетто-цена и брутто-цена (нетто-цена - сумма, которая оплачивается иностранной принимающей турфирме, брутто-цена включает в себя еще и комиссионное вознаграждение туристическому предприятию),
- пакетная (комплексная) цена и тарифы туроператоров, включающие прибыль туристических операторов и комиссию посредникам,
- индивидуальная и групповая цена,
- дискриминационная цена (разная стоимость услуги для разных категорий покупателей).
Политика ценообразования туристского продукта включает следующие стадии разработки ценовой стратегии:
- выявление внутренних и внешних факторов, влияющих на цену продукта,
- постановка ценообразования,
- определение метода ценовой политики,
- выбор ценовой стратегии.
Внутренние факторы, влияющие на ценообразование предприятия:
- Маркетинговые цели (увеличение прибыли, удержание позиций на рынке, лидерство на рынке, лидерство в качестве продуктов).
- Издержки предприятия (совокупность всех затрат предприятия для реализации услуги, равная минимальной цене продукта).
- Стратегия применения маркетинг-микса (определение цены с учетом определения стратегий других составляющих комплекса, например, рекламы, качества продукта, стимулирования сбыта, продаж).
- Организационные вопросы.
Себестоимость продукции формируется из групп затрат по принципу однородности по следующим статьям расходов:
- материальные затраты,
- оплата труда,
- отчисления на социальные нужды,
- амортизация,
- прочие затраты.
Внешние факторы ценообразования:
- особенности спроса,
- соответствие спроса и предложения,
- государственное регулирование сферы туризма и социально-культурного сервиса,
- уровень и динамика конкурирующих цен,
- продажа сопутствующих товаров и услуг,
- тип рынка.
Определение метода ценообразования
Цена продукта определяется совокупностью трех групп факторов: спроса, индивидуальных затрат на производство и сбыт, конкуренции. С учетом этих факторов сложилось два подхода определения цены на услуги предприятий сферы сервиса и туризма:
- затратный, включает в себя метод ценовой прибыли и метод на основе "издержки + прибыль";
- рыночный, предполагает изучение рынка потребителей, конкурентов, спрос.
Определение ценовой стратегии
Ценовая стратегия - выбор возможной динамики изменения первоначальной цены туристского продукта в рыночных условиях, соответствующий целям предприятия.
Существует несколько стратегии ценообразования, стратегия:
- "снятия сливок",
- цен проникновения на рынок,
- престижных цен,
- "следования за лидером",
- скользящей падающей цены,
- преимущественной цены,
- цены сегмента рынка,
- ценовых манипуляций.