Туризм в настоящее время постоянно видоизменяющаяся и динамично развивающаяся отрасль экономики. Согласно данным Всемирной туристской организации (UNWTO) туризм является ключевым фактором восстановления мировой экономики, и вносит жизненно важный вклад в создание новых рабочих мест, борьбу с нищетой, охрану окружающей среды, сохранение мира и взаимопонимания между народами по всему земному шару.
Согласно прогнозам UNWTO, к 2020 г. число международных туристских прибытий составит порядка 1,36 млрд.человек, а к 2030 г. – 1,8 млрд., это значит, что путешественником станет каждый пятый житель планеты. В среднем каждый год темп прироста числа туристских прибытий по предварительным оценкам составит 3-4% в год. Вклад индустрии туризма в мировом ВВП к 2020 г. увеличится ориентировочно до 10% (9,2 трлн.долл.); непосредственно в отрасли будет создано более 21 млн. рабочих мест, 325 млн.человек будут работать по туристскому направлению, что составляет 10% от общей мировой занятости.
Безусловно, существуют огромные региональные различия в данных показателях, однако масштабы и темпы развития туризма в мире впечатляют.
На фоне растущей глобализации, туризм становится движущей силой экономик многих развитых и развивающихся стран. С повсеместным внедрением в нашу жизнь информационных технологий путешествия становятся более доступным, удобными и комфортными. Усиливается диверсификация туристской деятельности: возникают новые виды туризма и новые рынки, которые уже существенно изменили географию и масштабы международных туристских потоков.
Диверсификация туристской деятельности обусловлена изменением потребностей самих туристов - потребителей туристского продукта – их предпочтений, целей отдыха и путешествий. Многие решения принимаются на основе моды и новых тенденций. Все чаще туристы затрудняются в выборе цели путешествия, преследуя целый комплекс целей.
Современные технологии на службе туризма
Стоит отметить, что туристы все более полагаются на современные технологии в организации поездок. Социальные сети существенно влияют на потребительское поведение. Потребители все чаще ориентируются на личный опыт путешественников, различные советы и рекомендации социальных сетей для планирования и организации своей поездки. Такие ресурсы, как Facebook, TripAdvisor, YouTube, Twitter, активно используются профессионалами турбизнеса для продвижения дестинаций и туристских продуктов.
Увеличивается количество on-line турагентств, приходя на место классических турагентских фирм. Если раньше Интернет был местом для поиска информации , то сейчас это место для бронирования и совершения покупок. Такие сервисы, как Booking.com, Expedia.com, ostrovok.ru набирают все большую популярность.
Тенденции и новые виды туризма
Среди новых тенденций туризма следует выделить:
- Sabbatical – продолжительный отдых, посвященный самосовершенствованию, развитию творчества и личности, освоению новыми видами деятельности и т.д.;
- Childfree – отдых без детей;
- Neotribes – путешествия в компании друзей или людей, объединенных общими интересами;
- Edutainment (education + entertainment) – новая модель, совмещающая обучение и развлечение.
Среди новых видов туризма, появившихся относительно недавно и с каждым годом стремительно развивающихся, можно отметить следующие:
- Медицинский туризм (посещение стран, в целях получения медицинских услуг или лечения);
- Доступный турим (путешествия людей с инвалидностью);
- Эко-туризм (туризм с повышенным вниманием к природе.
Несмотря на сохраняющуюся политическую и экономическую нестабильность в мире, туризм демонстрирует устойчивую тенденцию к росту. В сферу туристской деятельности активно вовлекаются новые страны и регионы, развивающиеся оперативными темпами. Отмечается появление новых туристских центров и стран, вполне конкурентоспособных традиционным туристским лидерам мира. Вместе с тем динамика международных туристских потоков крайне неравномерна, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов мира.