Особенности индустрии гостеприимства
Индустрия гостеприимства – это комплексная сфера деятельности экономических субъектов, занимающих созданием благоприятных условий для отдыха туристов.
На современном этапе гостиничный бизнес развивается ускоренными темпами, так как стремится удовлетворить возникающие потребности населения в данной сфере. По своей природе гостиничный бизнес является неоднородным, так как состоит не из одной услуги, а из совокупности взаимосвязанных и взаимозависимых, но разных услуг, сочетания индивидуального и коллективного труда, отношений разных форм собственности и т.д. Тем не менее, гостиничный бизнес занимает важное место в экономике любого государства.
Гостиничный бизнес – это особая сфера человеческой деятельности, которая обслуживает человека, организует производство ряда материальных услуг. Задачей гостиничного бизнеса является обслуживание конкретного человека с конкретными потребностями, сотрудники гостиничного бизнеса осуществляют непосредственный контакт с ним. Успех управления гостиницей, хостелом, отелем зависит не только от психологии заказчика и учета его потребностей, индивидуальностей и особенностей, но и от работы каждого сотрудника. На примере гостиницы можно проследить принцип, согласно которому тесное и налаженное взаимодействие всех субъектов приводит к эффективной реализации целей и задач, стоящих перед гостиничным бизнесом, а именно – привлечение прибыли.
Гостиница стремится к конечному результату, в качестве которого можно определить и наращивание базы постоянных гостей, а также привлечение новых клиентов. Реализовать подобное можно не только с помощью грамотно выстроенной маркетинговой политики, но и при помощи внимательного отношения к деталям.
Таким образом, гостиничный бизнес имеет следующие особенности:
- Работа предприятия осуществляется круглосуточно, а также во все дни недели.
- Цены могут быть фиксированными и довольно высокими, а также незафиксированными, зависящими от сезонных колебаний.
- Гостиничный бизнес представляет собой комплекс производства и обслуживания.
- Клиенты могут иметь разные потребности и ожидания.
- Во многих гостиницах используются автоматизированные способы взаимодействия с клиентами. Существует специальное программное обеспечение, которое направлено на работу именно с гостиницами.
Рисунок 1. Организационная структура управления гостиницей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Специфика и методы управления гостиницей и гостиничным хозяйством
Методы управления любым предприятием – это совокупность способов и средства, которые используются для решения целей и задач, стоящих перед предприятием.
Гостиница представляет собой специфическое предприятие, которое функционирует в соответствии с объективными законами рынка. Задачей гостиниц и гостиничного хозяйства является удовлетворение потребностей людей в сфере размещения, а также иных дополнительных потребностей, которые могут возникнуть, например, в сфере питания.
Гостиница должна иметь в своем составе грамотных менеджеров, которые не только умеют управлять, но я знают теорию управления гостиничным бизнесом, который отличается особой спецификой. Необходимо отметить, что от деятельности одного сотрудника может зависеть деятельность всей компании в целом.
Сложность управления гостиницами и гостиничным хозяйством заключается в многообразии используемых методов. В частности, для гостиницы имеет значение время управления ей, пространство, связь с другими объектами, с психологией населения и т.д. Кроме того, с того момента, как в жизни человека обосновались компьютерные технологии, формируются новые программы, которые позволяют гостиничным организациям успешно функционировать, но вместе с тем вводятся новые формы отчетности, которые должны быть соблюдены.
Современное информационное обеспечение позволяет постоянно информировать гостей, общаться с ними и регулярно поддерживать связь. Например, многие гостиницы поздравляют своих клиентов с днем рождения, рассылают актуальные предложения, а также заводят базу лояльности, предусматривающую систему скидок для постоянных клиентов. Подобная маркетинговая политика направлена на формирование постоянной клиентской базы.
Административные и иные методы управления гостиницами
Методы управления гостиницей и гостиничным хозяйством основываются на организационных отношениях, выступающих в качестве части механизма управления. В частности, организационно-административные методы в данной сфере предусматривают следование следующим принципам:
- Правовое регулирование возникающих отношений, в том числе и трудовых.
- Защита прав и законных интересов предприятия, а также своих работников.
- Соответствие деятельности гостиницы гостиничного хозяйства нормам действующего законодательства.
При этом гостиница регулярно осуществляет взаимодействие с государственными органами и структурами, которые проверяют ее безопасность по различным параметрам. Например, ежегодно осуществляется проверка пожарной безопасности, санэпидемиологической безопасности и т.д. В сущности, вся деятельность гостиничного бизнеса пронизана организационно-распорядительными функциями, необходимостью взаимодействия с различными органами и структурами.
Некоторые управленцы применяют социально-психологические методы управления, которые основаны на внимательном отношении к персоналу. Стоит учитывать, что успех любого работника в гостиничной сфере лишь на 15% зависит от его умений и на 85% – от умения общаться с людьми. Необходимо учитывать данную стратегию при общении с клиентами, формировании постоянной клиентской базы.
Главной целью руководителя является создание положительной атмосферы в коллективе, в результате чего коллектив будет лучше работать с другими людьми. Достичь подобной цели можно путем привлечения психологов в штат, которые будут регулярно общаться с сотрудниками, поддерживаю определенный психологический климат, благодаря чему будут решаться другие задачи, в том числе и экономического плана.