Планирование в санаторно-курортном учреждении
Современный менеджмент представляет собой совокупность общих и специальных управленческих функций. К общим управленческим функциям относится следующие:
- планирование;
- организация;
- мотивация;
- контроль;
- координация.
Данные элементы находятся в постоянной взаимосвязи, ввиду чего реализация одного из элементов влияет на реализацию другого.
Планирование является специфическим элементом управления санаторно-курортными учреждениями. Стоит отметить, что планирование в силу традиций экономики советского периода стало самой методически проработанной функцией. В условиях функционирующего рынка планирование должно отличаться не только нацеленностью на достижение определенного результата, но и гибкостью.
Существует несколько классификаций планов для санаторно-курортных организаций:
По критерию времени:
- Долгосрочные или перспективные, то есть рассчитанные на длительный период.
- Среднесрочные – рассчитанные на период от года до трёх лет.
- Краткосрочные – действуют на период менее одного года.
По критерию оперативности:
- Стратегические, то есть направленные на долгосрочную перспективу
- Текущие, то есть закрывающие потребность планирования на данный период времени.
По содержанию плана:
- Общие, то есть затрагивающие все вопросы о деятельности санаторно-курортного учреждения.
- Специальные, то затрагивающие отдельные вопросы деятельности санаторно-курортного учреждения, какую-либо область деятельности.
Любая организация, в том числе и санаторно-курортное учреждение, определяя свой стратегический план, должна иметь конкретную цель и задачи, которые необходимо реализовать. От успеха постановки оптимальных целей и задач зависит и функционирование всей организации в целом. Это простые принципы менеджмента. Если план разрабатывается на долгосрочный период, то он, как правило, является достаточно сложным. Однако умение делать долгосрочные планы влияет на эффективность функционирования туристических организаций в целом. Опыт рыночно-развитых стран свидетельствует о том, что 90% организаций, у которых не имеется долгосрочного плана, не смогли реализовать себя на рынке и примерно через 5 лет были ликвидированы.
Поэтому любое курортное учреждение, занимаясь вопросами планирования, должно иметь четко сформулированные цели и задачи, расписанные на несколько лет вперед. Кроме того, помимо целей и задач необходимо планировать бюджет, который необходим для их реализации. Для бюджетных учреждений данный перспективный план в обязательном порядке должны быть согласован с вышестоящим уровнем управления. Необходимо учитывать не только материальную сторону, но и вопрос обучения новых кадров, мероприятия по развитию медицины, обслуживания подразделений и т.д.
Рисунок 1. Менеджмент санаторно-курортного учреждения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Порядок управления санаторно-курортным учреждением
Управление санаторно-курортным учреждением строится на основе планов и состоит из следующих аспектов:
- Запланированные мероприятия, которые должны быть объединены в блоки по направлениям.
- Сроки исполнения запланированных мероприятий.
- Определение ответственных за исполнение задуманных мероприятий.
- Реализация потребностей в ресурсах, в том числе финансовых.
В ходе управления при анализе показателей деятельности конкретного предприятия определяется прогноз его развития. Он может быть благоприятным или неблагоприятным, оптимистичным, реалистичным или пессимистичным. Исходя из конкретного прогноза строится процесс планирования.
Исходные показания для управления санаторно-курортным учреждением задаются не только директором учреждения, но и маркетинговой службой, которая должна составить прогноз услуг в абсолютном и денежном выражении. В основе прогноза уже подсчитывается количество реально имеющейся прибыли, а также необходимость изменения установленного плана исходя из сложившейся ситуации.
Регламентация организационной структуры
Распределение полномочий и управление санаторно-курортным учреждением осуществляется на основании организационной структуры и регламентируется рядом документов, среди которых можно выделить следующие:
- Устав санатория.
- Положение о санатории, которое не стоит путать с уставом, так как устав является основным юридическим документом, а положение выступает в качестве организационного документа.
- Штатное расписание.
- Правила внутреннего трудового распорядка, которые являются локальным документом в соответствии с нормами трудового права.
- Положение о подразделениях.
- Должностные инструкции.
При управлении любым учреждением, в том числе и санаторно-курортным, необходимо учитывать наличие мотивации на деятельность у сотрудников. Если они не мотивированы, то и трудовая деятельность будет крайне неэффективно. Мотивация является управленческой функцией, которая направлена на побуждение у исполнителей эффективного результата в рамках своей деятельности в конкретном учреждении. В мотивации выделяют две основных составляющих:
- Материальная составляющая – заработная плата, которая рассчитывается в денежном выражении. Помимо тогок ней относятся премии и денежные поощрения, которые могут быть выписаны сотрудникам.
- Социальная составляющая – это применение различных неденежных поощрений для сотрудников, например, доставка сотрудников на работу собственным транспортом, применение системы страхования, оказание безвозмездных медицинских услуг, проведение различных корпоративных мероприятий и т.д.
Контроль является еще одной очень важной функцией управления. Для эффективного исполнения контроля в санаторно-курортных учреждениях должны учитываться показатели каждой структуры и всего санаторно-курортного учреждения в целом. Данные показатели дают основу для управленческого расчета, на основании которого можно эффективно управлять предприятием.
Координационная функция менеджмента санаторно-курортного учреждения направлена на организацию слаженной совместной деятельности всех служб в целом, а также на управление действиями каждого конкретного работника.
Рисунок 2. Формы санаторно-курортной деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ