Сущность событийного туризма
Термин «событийный туризм» появился примерно в восьмидесятых годах прошлого века в Европе. Изначально он не выделялся в качестве самостоятельной отрасли туризма, а также воспринимался в качестве части таких видов туризма, как гастрономический, приключенческий и так далее. Позже он был выделен в качестве независимой, самостоятельной отрасли туризма. Само понятие своими корнями уходит в историю развития цивилизации, традиции и обычаи народов.
Событийный туризм предполагает связь с различными событиями, например, с праздниками, фестивалями. Данный фестиваль проводится как на территории России, так и на территории других государств. Например, в России популярны исторические реконструкции, которые проводятся в различных городах, фестиваль «Алые паруса» в Санкт-Петербурге и т.д. Иногда на территории некоторых стран проходят событие мирового значения, которые также привлекают туристов.
Событийный туризм предполагает связь с определенной местностью, определенным временем и каким-либо событием. События могут быть неповторимыми, единоразовыми или периодическими. Например, некоторые фестивали проводятся ежегодно. Очень часто события используются в туристическом бизнесе с целью привлечения клиентов. Однако для формирования туристических продуктов и привязке к событиям необходимо долговременное планирование.
Крупные события вызывают активизацию всех объектов туристической индустрии, в том числе гостиниц, объектов общественного питания, транспортной компании и так далее. Для России таким событием, например, стала Олимпиада в Сочи 2014 г. Другим таким событием стал Чемпионат мира по футболу в 2018-м году.
Целевая аудитория событийного туризма – это обеспеченные туристы, которые имеют доход выше среднего. Исторически одним из самых посещаемых событийных объектов являются гонки Формула-1. Обеспеченные фанаты могут ездить со спортсменами по всему земному шару, вживую наблюдая каждый розыгрыш.
Регион, организуя событийные туры, должен учитывать следующие правила:
- Мероприятия имеют широкий масштаб, они знаковые, связанные со сложившейся культурой и традициями.
- Событийный туризм имеет высокий потенциал, а потому привлекает большое количество туристов. Организация событий международного масштаба должна иметь высокий уровень.
- Событийный туризм предполагает формирование и разработку новых уникальных мероприятий, даже если они пока что существуют на уровне идей.
Особенности и этапы организации событийного туризма
При составлении организации событийных туров туроператоры могут столкнуться с некоторыми сложностями, которые обусловленные данным видом туризма:
- Сложность размещения большого количества туристических масс, особенно в период проведения крупномасштабных мероприятий. В таком случае перед фирмой появляются жесткие временные рамки в аспекте бронирования мест проживания.
- Мероприятие ограничено по сроку проведения, что также должно учитываться туроператорам при формировании турпродукта.
- Событийный туризм требует серьезных финансовых вложений при разработке тура.
Этапы разработки событийного туризма:
- Постановка цели. Туристический продукт должен соответствовать определенной цели. В качестве цели может выступать увеличение прибыли, укрепление отношений с клиентами, формирование имиджа региона, продление высокого сезона, работа с новыми целевыми группами потребителей, предотвращение не наполненности гостиниц и т.д.
- Определение рамок и условий. Необходим анализ деятельности фирм конкурентов, анализ имеющихся туристических продуктов на данную тематику. Кроме того, необходимо провести анализ имеющихся сведений, в том числе электронных источников, который позволяет сделать вывод о тенденциях, имеющихся в современном обществе.
- Определение услуг. На данном этапе непосредственно формируется туристический продукт, то есть начинается его создание. Необходимо создать общую картину тура, детально проработать все его элементы, в том числе название и период. Важным элементом является расчет себестоимости турпродукта, и просчет вариантов и способов реализации данного турпродукта (через сайт, через турагенство и т. д.).
Ресурсы для событийного туризма
Самым главным ресурсом для событийного туризма является непосредственное событие или event. Само слово «event» произошло из английского языка и означает события или мероприятия. В русском языке используется как слово «event», так и его аналоговый перевод.
Необходимо учитывать, что события могут носить не только организованный, но и природный характер. Например, в штате Северная Каролина в США дважды в год в горах появляется тень огромного медведя, и множество туристов собираются в путешествие, желая посмотреть на данное явление.
Однако чаще всего формируемые туристические продукты связаны с праздниками и фестивалями, которые организуются на территории большинства государств и регионов. Туроператор, проектируя подобный тур, должен решать ряд задач, в том числе проработать все элементы и события, разработать план туристического продукта. В случае появления клиента необходимо обсудить с ним все ожидаемые и желаемые дополнительные услуги. Необходимо учитывать, что событийный туризм может быть связан с рисками, неприятностями, а потому нужно максимально проработать проблемные моменты, выделить пути их решения.
Необходимо учитывать, что событийный туризм имеет узконаправленную целевую аудиторию, потому что разные праздники предпочитают различные категории людей, исходя из возрастных, национальных, гендерных, религиозных и иных особенностей и предпочтений, поскольку каждому человеку интересны свои, специфические события. Например, события в сфере автоспорта вряд ли будут интересны пожилой семейной паре.