Понятие и классификация потребностей
Потребность представляет собой состояние нужды, недостатка в каком-либо ресурсе. Именно потребности и состояние недостатка чего-либо стимулируют деятельность человека, которая направлена на устранение данного недостатка.
Изначально потребности делятся на следующие категории:
По степени осознанности:
- Осознанные. Это потребности, цели и установки, которые толкают человека на совершение определённых действий.
- Неосознанные. Это базовые потребности, которые человек удовлетворяет на уровне своего инстинкта.
По происхождению:
- Биогенные или первичные, например, потребность в самосохранении, пище, воде, сне и отдыхе, состоянии защищенности, поддержании надлежащего состояния здоровья, размножении и т.д.
- Вторичные или социальные потребности. К ним относятся такие потребности, как потребность в самоутверждении, общении, различных достижениях, дружбе и любви, творчестве, самовыражении и т.д.
Выделяют и иные классификации потребностей:
- Групповые и индивидуальные.
- Второстепенные и жизненно важные.
- Рациональные и нерациональные. Рациональные потребности и представляет собой такой процесс удовлетворения жизненно важных потребностей, когда у человека имеются ограниченные возможности.
- Традиционные и новые.
- Постоянные и временные.
Потребности связаны с ценностями людей, определяя их. Именно потребности определяют значение предметов и явлений для человека и общества, оценивая события и явления, которые происходит в обществе, в мире. Ценности также могут ориентировать поведение человека, заставляя удовлетворять его определённые потребности.
В основном ценности влияют на социальные потребности человека, так как биологическими потребностями человек близок к животному, хотя и удовлетворяют их своими, особыми способами. Также на потребность человека влияют особенности, которые принципиально отличают его от животных – труд и мышление.
Потребности и ценности выступают в качестве связующего звена между обществом, социальной средой и отдельным человеком. Человек при этом выступает в качестве личности со своим специфическим, внутренним миром. Общество имеет свои материальные и духовные стороны, внешние детерминанты внутреннее побуждение, которые заставляют человека действовать определённым образом.
За долгую историю существования человечества выработаны основополагающие общечеловеческие ценности, которые влияют на потребности человека. Эти ценности в литературе рассматривает как ключевые жизненные ориентиры. Именно они способны дать побудительную силу поведение человека, заставить его удовлетворять или не удовлетворять определённые потребности.
Понятие и значение ценностей
Система ценностей представляет собой совокупность оценок предметов и явлений окружающего мира, которые даны человеком. В частности, система ценностей способна определить, как человек будет относиться к определённым проблемам, потребностям, каким образом он будет их формировать и корректировать.
В рамках отрасли туризма изучение потребности ценности имеет важное значение, так как именно на потребности человека ориентирован тот Ильиной туристический продукт. Определение потребностей, мотивов, целей человека позволяет найти подходящую целевую аудиторию, который может быть реализована определённой туристический продукт.
Оценка определённых предметов или явлений устанавливают, какое значение они имеют для человека, как он к ним относится. Потребностями и ценностями пронизана буквально все сферы общественной жизни, все социальные структуры и отношения. Без них невозможно существование общества как такового. В силу перечисленных причин они выступают в качестве общих понятий для всей совокупности общественных наук.
Связь потребностей и ценностей
Потребности и ценности выступают в качестве связующего звена, однако не являются тождественными понятиями, несмотря на свою близость. Они выработаны в обществе с целью отразить изменения и преобразование, которые происходят в различных социальных сферах. Данные понятия очень важны для экономики, так как продукция предприятий ориентируется, в первую очередь, на потребности людей, на их ценности.
Производимые продукты также способна повлиять на ценности, которые имеются у человека. Например, если какой-то продукт популярен, многие люди будут желать им воспользоваться. Например, путешествия в настоящее время приобрели особую популярность, связи с чем многие люди рассматривают их качестве своей потребности, ценности, направление развития, даже если настоящее время не имеет денежных средств на совершение путешествий.
Необходимо отметить, что ценности могут быть духовными и материальными, социальными и моральными. Путешествия, туристические продукты не относятся к материальным ресурсам, однако направлены на духовное развитие человека, социальное развитие, в связи с чем пользуются особой популярностью. Туристический продукт является продуктом субъективным, то есть, прежде всего, влияет на эмоции человека. От того, насколько клиенту понравится туристический продукт, будет зависеть, станет ли он в дальнейшем постоянным клиентом данной турфирмы.
Таким образом, выделяют следующие категории ценностей:
Материальные. Это любые вещи, которые способны удовлетворить определённые потребности человека. Они могут воспроизводиться, изнашиваться, уничтожаться, приходить в негодность и т.д.
Социальные. Связанные с необходимостью находиться в определённом социальном статусе, иметь определённый уровень и качество жизни.
Духовные ценности. Отражают связь личности и общества. В свою очередь, они подразделяется на следующие категории:
- Моральные. Отражают нравственные ценности, которые завуалировано пронизывает все общество, отражаются в мировоззренческих концепциях, произведениях науки и искусства.
- Религиозные. Это мировоззрения, которые определяются системой определённых положений и истин.
- Эстетические. Отражают представления людей о красоте, гармонии, внешнем и внутреннем совершенстве.
- Личные или индивидуальные. В России и на Западе в настоящее время уделяется большое внимание изучению личных ценностей. Подобная ситуация наблюдается по причине того, что личные ценности является фактором, определяющим поведение человека, в том числе и его поведение как потребителя.