Права потребителя и закон
Права потребителя в нашей стране регламентируются законом «О защите прав потребителей».
Отношения в процессе торгового обслуживания между покупателем и продавцом также подпадают под юрисдикцию данного закона. Данным законодательным актом регламентируются следующие пункты:
- донесение необходимой информации до покупателя;
- ответственность продавца;
- качество товара;
- правила обмена и возврата товара;
- компенсация причиненного материального и морального вреда;
- порядок расчетов;
- процедура и условия расторжения договора купли-продажи.
Защита прав потребителей основывается на жестких требованиях со стороны надзорных органов по отношению к предпринимателям и продавцам, непосредственно осуществляющих продажу товаров. Это выражается в следующем:
- наличие книги жалоб, которая должна быть прошита, пронумерована и подписана руководителем торговой компании;
- наличие специальных стендов, этикеток, документации, которая бы подтверждала происхождение, безопасность и качество реализуемого товара;
- по требованию информационное сопровождение покупателей;
- купля-продажа любого товара подтверждается договором, чеком, накладной или иным документом, подтверждающим оплату.
Жалобная книга является одним из самых известных инструментов защиты для покупателя. Отрицательная запись в жалобную книгу может привести к дисциплинарным взысканиям со стороны работодателя и к повышенному вниманию со стороны надзорных органов.
Права потребителей также защищаются посредством размещения на территории торговой точки различной информации. Это необходимо, для того, чтобы покупатель обладал полной информацией о товаре и правах связанных с его приобретением, а также имел свободу выбора, а не вариант навязанный продавцом. В связи с этим, в торговом зале обязательно должны быть размещены реквизиты надзорных органов, свидетельства о качестве и безопасности товаров, ценники с указанием необходимых данных.
Недопустимо дезинформирование покупателя. Если покупка сопровождалась данным фактом, то покупатель имеет полное право оспорить сделку и аннулировать ее.
Надзор в сфере защиты прав потребителей
Контроль за осуществлением торговой деятельности с точки зрения защиты интересов покупателей осуществляется профильным надзорным органом — Роспотребнадзором.
В компетенцию данной организации входит:
- контроль над полным соблюдением прав потребителей;
- защита потребительских интересов;
- представление в различных инстанциях интересов потребителей;
- проверка учреждений торговли и обслуживания;
- инициирование мероприятий по проверке со стороны правоохранительных органов;
- составление необходимых материалов для привлечения виновных в нарушении прав потребителей к административной ответственности.
Основной задачей Роспотребнадзора является не реализация мер принуждения и наказания нарушителей, осуществление мероприятий по профилактике нарушений такого рода. Это происходит посредством проведения выездных проверок без приостановки деятельности торгового предприятия.
Система по контролю за торговой деятельностью и соблюдением прав и обязательств сторон процесса купли-продажи не носит репрессивного характера и направлена в первую очередь на урегулирование возможных споров без доведения дела до судебного разбирательства. Мирными способами.
Законом о защите прав потребителей предусмотрена ответственность продавца и изготовителя за вред, который причинен жизни, здоровью или имуществу потребителя.