Планирование – это деятельность, которая заключается в составлении планов, т.е. в определении путей достижения в будущем некого желанного результата.
Сущность и принципы планирования в предпринимательской деятельности
Предпринимательская, как и любая другая экономическая деятельность во многом строится на отношениях управления в коллективе и с окружающей средой. Управление располагает несколькими функциями, одной из которых является планирование.
Планирование представляет собой процесс обоснованного определения будущего желаемого состояния объекта управления и оптимальных способов его достижения. Результатом процесса планирования должен стать план – это документ, в котором установлены важнейшие элементы деятельности субъекта предпринимательства. Такими элементами являются:
- цели предпринимательской деятельности;
- желаемые значения целевых показателей предпринимательской деятельности;
- оформленные в мероприятия конкретные способы достижения обозначенных целей предпринимательской деятельности;
- перечень участников установленных мероприятий и налагаемые на них временные ограничения;
- ресурсы, необходимые для обеспечения воплощения в жизнь запланированных мероприятий (в том числе, определение их видов, объема, структуры, сроков поступления).
Планирование имеет место на всех этапах деятельности субъектов предпринимательства. При этом в основном различают планирование, которое осуществляется на этапе обоснования целесообразности создания нового хозяйствующего субъекта, и планирование, которое осуществляется в процессе управления уже существующего и функционирующего хозяйствующего субъекта.
В современной предпринимательской деятельности планирование осуществляется с опорой на такие исходные положения, как принципы необходимости, эффективности, оптимальности, единства, комплексности, непрерывности, адаптивности, гибкости, многовариантности, координации, интеграции, участия, самостоятельности, научности, обоснованности.
Система планирования в предпринимательской деятельности
В науке доминирует системный подход. Если с его позиций рассматривать планирование, то перед нами предстанет упорядоченная и интегрированная система, которая состоит из взаимосвязано функционирующих подсистем и элементов, обусловленных непосредственно предпринимательской деятельностью.
Отличительными чертами системы планирования в предпринимательской деятельности являются сложность, иерархичность, открытость, самоорганизация. Основными элементами системы планирования считаются:
- работники предприятия, которые принимают участие в процессе планирования;
- информация об условиях ведения предпринимательской деятельности, которая поступает в предприятие или целенаправленно добывается его работниками;
- технические средства, которые используются работниками для обработки поступившей информации.
Система планирования в предпринимательской деятельности оказывается под воздействием таких факторов, как цели, масштабы и виды деятельности предприятия, форма собственности, организационно-правовая форма предпринимательской деятельности, особенности внешней среды и др.
Система планирования в предпринимательской деятельности состоит из большого числа подсистем, выделение которых зависит от выбранного классификационного признака. Так, в системе планирования выделяют уровни стратегического, тактического и оперативного планирования. Существуют различия по масштабам планирования – в целом для всего предприятия, для структурного подразделения, для отдельного работника.
Планирование осуществляется на разные периоды времени. Поэтому говорят о наличии в предприятии краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного видов планирования. В зависимости от степени повторяемости планирование может быть либо регулярным, либо проектным (одноразовым). Кроме того, планироваться может развитие таких функциональных сфер, как снабжение, производство, сбыт, а также деятельность в области труда, маркетинга, финансов, научных исследований и т.д.
Эволюция моделей планирования в предпринимательской деятельности
В предпринимательской деятельности планирование осуществляется уже с давних времен. Система научных взглядов на планирование дополнялась и изменялась вслед за эволюцией научных концепций менеджмента, история которых берет свое начало еще на рубеже XIX-XX веков.
Отдельные аспекты планирования предпринимательской деятельности отражаются в рамках следующих моделей планирования, каждая из которых до сих пор достаточно успешно применяется на предприятиях:
- модель традиционного бюджетного планирования – сформировалась в 1920-е гг.;
- модель программно-целевого планирования – сформировалась в 1950-е гг.;
- модель стратегического планирования – сформировалась в 1960-е гг.;
- модель стратегически ориентированного продвинутого бюджетного планирования – сформировалась в начале 2000-х гг.;
- модель стратегически ориентированного планирования «за рамками бюджетов» – сформировалась в начале 2000-х гг.
Делая обзор всех представленных моделей, можно утверждать, что развитие научной экономической (управленческой) мысли в данном вопросе по большей части сводилось к снижению затрат на функционирование модели планирования, повышению адаптивности к быстро меняющейся внешней среде, поощрению инициативности у сотрудников предприятия и т.д.
Таким образом, современное планирование отличается небольшим объемом требований к затратам финансовых средств и времени, согласованием стратегических целей, задач и интересов различных субъектов, большими гибкостью и адаптивностью. Однако для внедрения в предприятии подобной модели планирования требуется проведение радикальной децентрализации управления и привлечение большого числа квалифицированных кадров, что для многих является трудновыполнимыми задачами.