Виды и формы связей с общественностью
Виды и формы связей с общественностью представляют собой комплекс инструментов, используемых для информационного воздействия на общественное сознание, с помощью которых осуществляется взаимодействие с обществом.
Виды связей с общественностью определяют суть связей с общественностью, являющихся совокупным видом управления социумом.
Формы связей с общественностью – это способы взаимодействия с общественностью.
Социальное управление в виде связей с общественностью
Поскольку очевиден факт тождественности понятия связей с общественностью понятию управления общественными отношениями, то можно говорить о том, что PR является разновидностью социального управления.
Осуществлять управление обществом невозможно без учета мотивов, интересов, жизненных целей и потребностей других людей.
Из этого можно сделать следующее заключение: основной задачей связей с общественностью является объединение своих целей и ресурсов в целях достижения значимого для всех общего результата.
Справедливость этого заключения распространяется как на коммерческую, так и на некоммерческую сферы деятельности. Сюда же следует отнести и государственное управление.
Связи с общественностью как вид социального управления имеют определенную цель. Она состоит в том, чтобы привести систему в состояние, которое желательно субъекту управления.
Существуют различные формы управленческой деятельности. Характер взаимодействий субъектов и объектов управления определяют конкретный вид управления.
Субъектами управления являются те, кто принимает управленческие решения, а объектами являются те, на кого направлено это управленческое воздействие.
Нередки случат, когда в качестве субъект управления выступает человек, а в качестве объекта - техническое устройство. В этом случае уместно говорить об управлении человеко-машинным комплексом.
Современные технологии позволяют проводить эксперименты, в которых субъектом будет выступать так называемый искусственный интеллект (то есть машина). Примером может служить ситуация, в которой компьютер проводит анализ транспортной обстановки, сложившейся в городе, и на основе этого анализа осуществляет самостоятельное регулирование уличного движения с учетом трафика. Этот случай наглядно демонстрирует вариант управления, который полностью является машинным, носит автоматический характер.
Но наиболее интересны для рассмотрения случаи, когда и субъектом, и объектом управления являются живые люди. Такой вид управления является социальным и обладает своими особенностями. Управленческая деятельность во всех случаях является целенаправленной деятельностью.
Социальное управление является целенаправленным воздействием субъекта на объект управления, в его основании лежит объединение ресурсов и принцип обратной связи, целью которой является достижение общественно значимого результата. Цель в свою очередь, является осознанным образом результата деятельности (предвосхищенный результат).
Субъект управления формулирует цель управления, а деятельность объекта направлена на ее достижение.
Особенностью в управлении социальными системами является тот факт, что объект управления обладает своими собственными целями, которые далеко не всегда тождественны целям субъекта управления.
Дело в том, что объектом управления также является человек, как личность, а каждая личность имеет свои интересы, мотивы и потребности, которые определяют жизненные цели.
Формы связей с общественностью
Выделяют два типа связей с общественностью.
Первый тип является весьма распространенным, но, тем не менее, заставляет специалистов в области PR во всем мире стыдливо открещиваться от него, поскольку в этом случае речь идет о размещении в средствах массовой информации заказных материалов.
Второй тип является информационным взаимодействием, предполагающим бесплатное размещение информации, основу которой составляет информационный повод, являющийся приемлемым с точки зрения редакции.
Оба варианта взаимодействия предполагают наличие у журналистов собственных позиций и пожеланий.
Необходимо остановиться на трех из них, условно обозначаемых как:
- экстремальная (основанная на прагматизме);
- сбалансированная (основанная на признании существования правил, которые регулируют деловые отношения);
- идеальная (основанная на симбиозе СМИ и PR).
Первый вариант, предполагающий размещение заказных материалов, в свою очередь делится на две принципиально различных категории:
- материалы, подготовленные профессионально и размещаемые редакцией в соответствии с заключенным договором на медиа-обслуживание, когда СМИ возлагает на себя ответственность за достоверность изложенных сведений и точность информации;
- «джинса» (так называемые «джинсовые материалы»).
Термин «джинса» появился в начале девяностых годов двадцатого века в России для обозначения размещения в СМИ работниками редакций в нарушение законов журналистской этики под видом нерекламных материалов любого характера, являющихся на самом деле рекламными, в погоне за прибылью.
Одна из версий происхождения термина гласит, что эти журналисты в ряде случаев получали за выполненную работу гонорар джинсами. Другая версия состоит в том, что джинсовые костюмы являлся отличительной чертой внешнего вида и характерным признаком журналистского сообщества того времени.
«Джинса» несомненно, оказывала негативное влияние на профессиональную деятельность СМИ в целом, и на каждого журналиста в частности, дискредитируя тем самым предназначение профессии. Усугублялась эта проблема еще и тем, что вместо того, чтобы работать с изданиями в целом, заказчики предпочитали иметь дело с определенными журналистами («ангажированными» журналистами), что в результате приводило к затруднениям контроля качества материала для редакции.