Связи с общественностью в системе маркетинга
Связи с общественностью представляют собой ключевой элемент в системе современного маркетинга, который является некой философией бизнеса при взаимодействии общественности и деловых структур. Этот элемент способствует управлению продвижением, ориентированному на удовлетворение потребительского спроса, как наиболее системная и всеобъемлющая из интегрированных коммуникаций, используемых в маркетинге.
PR в системе маркетинга, ориентирован на достижение его целей с учетом специфики форм деятельности, технологических особенностей и особенностей набора информационных инструментов, применяемых в процессе продвижения продуктов.
Система маркетинга включает в себя различные формы, виды и типы маркетинга, использующиеся в зависимости от того, в каких сферах он применяется. Система маркетинга представляет собой некую систему по управлению рынком, осуществляющую реализацию интересов противоположных сторон, одной из которых являются поставщики, а другой – заказчики товарной продукции.
Одновременно с этим можно утверждать, что система маркетинга является социальным процессом, поскольку она направлена на удовлетворение желаний и потребностей, как отдельных людей, так и организаций, обеспечивая свободный конкурентный обмен товарами или услугами, которые представляют ценность для потребителей. Эта система, являясь социально-управленческим процессом, обеспечивает создание и обмен продуктов.
Являясь рыночной философией, стратегией и тактикой мышления и действий участников рыночных отношений (в том числе посредников в коммерческой деятельности) маркетинг объединяет усилия не только поставщиков и потребителей, но также ученых, практических экономистов, удовлетворяя нужды потребителей заинтересованных сторон, на основе планирования и ценообразования.
В этот комплекс маркетинга (маркетинг-микс) входят четыре элемента (4P), составляющие различные виды маркетинговой политики. Маркетинг-микс является набором маркетинговых инструментов, используемых для воздействия на потребительский спрос.
К основным видам политики маркетинга относятся:
- товарная политика;
- ценовая политика;
- сбытовая политика;
- политика продвижения.
Комплекс маркетинга
В комплекс маркетинга 4P (маркетинг-микс) входят четыре элемента:
- продукт;
- цена;
- место;
- продвижение.
Под продуктом (или товаром - product) можно подразумевать все, что способно удовлетворять какие-либо потребности (например, идеи, виды деятельности, предприятия, услуги, физические предметы).
Ценой (price) считается количество денег, которое запрашивается в обмен на продукцию или услуги, возможны также варианты, когда вместо денег запрашивается сумма благ или ценностей, которые потребитель готов передать в обмен на приобретаемую продукцию или услуги. Под местом – (place) понимается оптимальная схема доставки, которая осуществляется от производителя к потребителю. В этом случае предполагается, что будет организована транспортировка, хранение, обработка груза, а также будет осуществляться сервисное (послепродажное) обслуживание потребителей.
Под продвижением (promotion) понимается использование совокупности всевозможных видов деятельности, обеспечивающих доведение информации о том, какими достоинствами обладает предлагаемый продукт до потенциальных потребителей и стимулирование потребительского спроса в виде желания приобрести продукт.
В развитие теории 4P в комплекс маркетинга могут быть дополнительно включены другие элементы, также начинающиеся в английском языке на букву P.
В дополнение к основному маркетинг-миксу можно перечислить следующие три «P»:
- люди;
- процесс;
- физическое окружение.
Под людьми (people) понимаются все люди, которые могут быть прямо или косвенно вовлечены в процесс оказания услуг, (это могут быть, например, сотрудники или другие клиенты).
Под процессом (process) понимается использование процедур, механизмов и последовательности действий, которые могут обеспечить оказание услуги.
Под физическим окружением (physical evidence) понимается конкретная обстановка или среда, в которой будет происходить предоставление услуги. К этой категории относятся также любые осязаемые людьми объекты, которые используются в процессе обслуживания или передают потребителю необходимую информацию.
Маркетинговый комплекс является минимальным алгоритмом при разработке маркетингового плана и проведения исследований маркетинговой деятельности организации, ведущей бизнес.
Перед большинством производителей, а также посредников не существует вопроса о том, стоит ли осуществлять коммуникации с широкой общественностью и работать с целевыми аудиториями. Вопрос состоит в том, сколько средств необходимо направлять в эту сферу. Компании вынуждены поддерживать и развивать свои маркетинговые коммуникации с самым широким кругом лиц и организаций, в частности со средствами массовой информации, иными группами общественности, а также с субъектами маркетинговой деятельности.
Посреднические структуры также не могут избегать коммуникации, как с потребителями, так и с разнообразными контактными аудиториями. Потребители в свою очередь используют устную коммуникацию при взаимодействии друг с другом, со своими референтными группами и другими контактными аудиториями. Каждая группа одновременно поддерживает обратную связь коммуницируя со всеми остальными имеющимися субъектами маркетинга.
Комплекс продвижения, являющийся фактически комплексом маркетинговых коммуникаций, включает в себя несколько средств, необходимых для взаимодействия с потребительской аудиторией, куда входит PR, реклама, прямой маркетинг, персональная продажа, стимулирование сбыта. Использование этого комплекса позволяет субъектам маркетинга добиваться поставленных маркетинговых, а в результате и деловых целей.
PR в качестве системной маркетинговой коммуникации и продвижение, являются процессом передачи актуальной информации позитивного характера о предлагаемых товарах и компаниях целевым аудиториям, общественности и контактным группам. Основная цель управления продвижением состоит в формировании у различных групп общества, а также потенциальных потребителей позитивного отношения к компаниям и их продукции.