Связи с общественностью и этика
Связи с общественностью и этика – это соединение представлений о задачах и возможностях связей с общественностью с ориентацией на абсолютную систему ценностей, определяющую моральное поведение людей. Этические нормы при установлении связей с общественностью определяют допустимые моральные пределы в межличностных отношениях, не позволяют выходить сторонам процесса за рамки принятых норм поведения, дают возможность определения контекста поведения, который выходит за пределы практических интересов общества. На основе этических принципов возможно расширение коммуникационных возможностей управляющей системы, изучающей свободное волеизъявление отдельных членов общества, не имеющих зависимости от социальных или природных законов.
Этика – это философская наука, изучающая мораль и то место, которое отведено ей сфере общественных отношений, нравственность, являющуюся формой выражения общественного сознания, проявляющегося в общественной жизни как некое специфическое явление.
Этика определяет, какое место занимает мораль в системе общественных отношений, проводит анализ ее внутренней структуры и природы возникновения, исследует ее происхождение, и этапы исторического развития нравственных начал, одновременно давая теоретическое обоснование той или иной системе.
Традиция развития этики неразрывно связана с тем, чтобы выяснить, что является для человека обязательным, поскольку находится в соответствии с некоторыми глубинными законами человеческого бытия. Выяснение этих обстоятельств предполагает существование таких законов.
С помощью этики можно существенно расширить знания о природе человеческой натуры, о присущей ему от природы свободе выбора, а также лучше понимать и самого себя.
Противостояние ценностно-мировоззренческих принципов
Высказывание французского философа К. Леви-Стросса о двадцать первом веке, как о веке гуманитарной культуры интересно само по себе. При этом он добавил одно немаловажное обстоятельство «если он будет вообще», что свидетельствует лишь об одном: если человечество откажется от гуманитарного развития, перестанет уделять внимание духовной стороне жизни людей, то оно само может лишить себя будущего.
Современная эпоха провела резкую разграничивающую черту между двумя противоположными ценностно-мировоззренческими принципами в системе сегодняшних духовных ориентиров.
Принципы эти таковы:
- технократизм;
- гуманизм.
Технократизм базируется на основных факторах всемирного прогресса – превосходстве техники и технологии.
Технократический принцип предполагает отношение к человеку только как к средству, или человеческому фактору.
Гуманистический принцип предполагает отношение к человеку как к мере всех вещей (по Протагору), как к цели. В этом случае настоящая ценность всего, что происходит в мире, может быть определена только человечески измерением. Выход людей из потребительского тупика возможен только в случае гуманистического варианта развития, через возрождение высших гуманистических ценностей благодаря которым человек становится человеком.
Гуманистическая основа формирования личности, являющаяся предметом изучения этики. Она включает в себя такие понятия (принципы гуманизма), как совесть, справедливость, доброта, сострадание, смысл жизни, терпимость.
Для подготовки молодежи к жизни, социальному созиданию необходимо воспитание в духе гражданственности и патриотизма, чести, достоинства, чувства справедливости. Перечисленные выше качества как раз являются категориями этическими и их формирование должно проходить с учетом понимания и знаний, обуславливающих сознательный выбор этих качеств.
В связи с этим можно сделать вывод о том, что этика является одной из основ образования личности и гражданина. Значение культурологического фактора этики заключается в приобщении людей к изучению исторических фактов, свидетельствующих о формировании нравов, являющихся частью мировой культуры. Этика представляет собой теоретическую основу культуры общения находящуюся на сегодняшний день на чрезвычайно низком уровне.
Низкая этическая составляющая современного общения и взаимодействия между людьми привела к росту жестокости, агрессивности, неумению и нежеланию слышать и понимать других людей. Однако, параллельно с этой неприятной тенденцией, в противовес ей, усталость от напряженности и агрессии наблюдается другая тенденция, выражающаяся в потребности понимания, доброты, любви и милосердия.
По этой причине всеобщей потребностью стало обучение приемам культуры общения (как общественной необходимостью), которое как раз и предполагает изучение этики. Расширение возможностей для связей с общественностью делает этические нормы весьма актуальными в формировании современных интеллигентов, отличающихся не только высокой профессиональной подготовкой, но и приверженностью высоким идеалам гуманизма, общей культурой, не отождествляемым только с образованностью или социальным положением в отличие от «образованщины», а гуманитарными знаниями и широтой мировоззрения.
Показатели профессионального статуса
Деятельность в области связей с общественностью способна проявлять столь специфические формы, что в рассуждениях на эту тему следует отметить важность этических аспектов, касающихся профессионального поведения.
Общегражданские нормы в сочетании с профессиональной этикой должны составлять основу деятельности специалистов, работающих в этой сфере. Кроме моральных и этических основ необходимо также остановиться на проблеме профессионального статуса.
Можно выделить следующие показатели профессионального статуса:
- наличие специальной образовательной подготовки, включающей получение уникальных знаний, приобретение мастерства на основе разработанных в ходе исследований теоретических;
- необходимость признания общественностью уникальность и ценность этого вида деятельности;
- необходимость независимости в осуществлении практической деятельности и принятия на себя личной ответственности;
- использование стандартов практической деятельности и кодексов этики (внедряемые самоуправляющейся ассоциацией коллег).