Структуралистская методология
Структуралистская методология имеет применение в различных сферах деятельности.
В середине двадцатого века понятие структуры было одним из самых популярных, притом что, в терминологии разных наук ее понимание различно. В самом общем смысле структура является способом связи между отдельными элементами соответствующего явления. Развитие концепции структуры и ее элементов привело к возникновению структурализма.
Структуры являются скрытыми, глубинными или бессознательными основаниями, которые в соответствии с кодами, законами или логикой рождают поверхностные события и явления. В них синхрония преобладает над диахронией, горизонтальные («пространственные») отношения преобладают над социальными изменениями («трансформациями»), которые воспринимаются как случайные разрывы, определенные структурными правилами. С помощью критического метода можно осуществлять идентификацию и исследовать объекты и их группы, конфигурации структур, а также структурные трансформации объектов. Рассматриваются структуры всегда в сопровождении теории означивания и смысла.
Структурализм
Структурализм является междисциплинарным направлением в социальных науках двадцатого века, которое объединило в себе разнообразные течения, в основе которых лежало использование лингвистических моделей (для проведения анализа культуры и общества) в соответствии с принципами холизма и объективизма, изучение структур.
Структурализм включает в себя социально-критические, эпистемологические и общефилософские аспекты, в зависимости от конкретной дисциплины его разновидности имеют различия. Структурализм является порождением структурной лингвистики.
Структуралистами была провозглашена научная революция в гуманитарных науках, их интеграция и реорганизация с использованием лингвистических методов.
Структуралисты заявили о том, что бессознательные структуры имеют приоритет над сознанием и субъектом, отношения над элементами, холизм над атомизмом, синхрония над диахронией. Они рассматривали культуру как знаковую систему, а общество в качестве символического порядка.
Идеи структурализма нашли применение во многих областях знания, например, в литературоведении, истории, религиоведении, семиотике, антропологии, психоанализе.
Этапы в развитии науки
При активной и многовекторной дифференциации знания на протяжении нескольких столетий существования классической науки, ею была сохранена приверженность некоторым общим формам рациональности и методологическим ориентациям, определявших ее операциональный и мировоззренческий статус.
К числу важнейших особенностей классической науки в целом можно отнести ее следующие методологические интенции:
- Финалистская интерпретация истины в ее абсолютном завершенном и не зависящем от условий познания виде.
- Установка на однозначное причинно-следственное описание событий и явлений,
- Элиминация из контекста науки всех субъективно-личностных компонентов познания.
- Интерпретация любых предметов научного познания как простых механических систем.
В конце девятнадцатого - начале двадцатого века, перечисленные методологические интенции были отмечены широким признанием и создали научную рациональность классического типа.
Такими учеными как М. Планк, Н. Бор, А. Эйнштейн, которые радикально революционизировали физику, было доказано, что механистическое естествознание принципиально несостоятельно.
Заложенные их усилиями основания новой, квантово-релятивистской картины мира определили наступление следующего этапа в развитии науки – неклассического этапа. Этот этап занял примерно две первых трети двадцатого столетия. Этот период характерен целой серией перемен революционного характера в разных областях знания.
Причиной перехода от классической науки к неклассической, стала необходимость в формировании научной рациональности нового типа, и потому предполагалось, что глобальная научная революция неизбежна. Ее сущность заключалась в интегрировании субъекта познания в «тело науки».
В шестидесятых годах двадцатого века, произошел переход науки в третью стадию ее исторической эволюции, которая отчетливо показала наличие приобретенных черт современной постнеклассической науки.
В этом периоде произошли революционные изменения в характере научной деятельности связанные с радикальными переменами в методах и средствах хранения, получения трансляции, а также оценки научных знаний. При смене типа научной рациональности, в постнеклассической науке происходит расширение сферы философско-методологической рефлексии над структурными компонентами и основными параметрами научно-исследовательской деятельности.
Постнеклассическая наука характеризуется междисциплинарной ориентацией и проблемно ориентированным научным поиском. Все чаще в числе объектов современных междисциплинарных исследований можно заметить уникальные природные комплекты, а также комплексы социальные, частью структуры которых, является и сам человек.
Структура и динамика научного познания
Научное познание является сложно организованной целостностью, которую отличает особая структурная организация. Возможны разные основания, по которым будет проводиться структурирование научного познания.
Структурировать научное познание можно по разным основаниям. Подход, являющийся наиболее репрезентативным, предполагает учет специфики научной деятельности, а также ее результатов в процессе теоретического и эмпирического исследования.
В соответствии с вышеупомянутым подходом правомерно выделение двух уровней научного исследования:
- эмпирического;
- теоретического.
В рамках каждой научной дисциплины вырабатывается своя система приемов и методов исследования, которые во многом обусловлены особенностями объектов изучения, характеристик этих объектов и связей (частнонаучных методов).
Одновременно с этим в исследовательской практике используются теоретические и эмпирические методы, к которым обращаются в разных отраслях науки.
Многоуровневость концепции методологического знания предоставляет возможность для выделения трех основных групп методов:
- философские методы, которые задают самые общие принципы для исследований (метафизический, диалектический, феноменологический, герменевтический, аналитический);
- общенаучные методы и подходы к научным исследованиям, которые используются в целом ряде отраслей научного знания (гипотетико-дедуктивный, описание и эксперимент);
- частнонаучные методы, которые при использовании не выходят за рамки отдельных неучтенных дисциплин (спектральный анализ в физике, количественный анализ в химии).