Социальные маркетинговые немедийные коммуникации
Социальные маркетинговые немедийные коммуникации – это нетрадиционные виды маркетинговых коммуникаций, используемых в социальном маркетинге, к которым можно отнести мероприятия по стимулированию продаж, промо-акции, распространение рекламных материалов, в частности каталогов, е-mail-рекламу, телемаркетинг, рассылки SMS и других.
По мере формирования рекламного бизнеса на определенном этапе произошло его разделение на две части – медийные виды и все остальные. В девятнадцатом и первой половине двадцатого века для привлечения внимания к объекту рекламирования в основном использовалась медийная платная реклама. Такой вид рекламного бизнеса считался традиционным (преимущественным). В традиционные виды рекламы входило использование таких площадок как пресса, наружная реклама, радио, телевидение, кино.
Немедийные коммуникации – не относящиеся к медийным (средствам массовой информации), так называемые below the line (BTL) коммуникации, используемые в качестве дополнения к традиционным видам рекламы и являющиеся отдельной и весьма прибыльной рекламной отраслью деятельности.
Социальный маркетинг
Социальный маркетинг представляет собой самостоятельное маркетинговое направление, имеющее социальную направленность и ставящее своей целью социальную полезность. Сегменты целевой аудитории избираются исходя из некоторого набора критериев, таких как преобладание социальных проблем, попытка привлечь внимание людей, изучение их готовности к изменениям.
Однако маркетологи и социального, и коммерческого маркетинга заинтересованы в максимальных показателях отдачи от инвестиций, направленных на рекламу. Несмотря на признание и в социальном, и в коммерческом маркетинге необходимости соблюдения выгоды от их предложений относительно предложений конкурентов, сами конкуренты значительно отличаются по своей природе.
Конкуренция с точки зрения коммерческого маркетинга, чьи интересы сфокусированы на продажах товаров и услуг, проявляется в виде других организаций, выступающих на рынке с предложением аналогичных товаров и услуг. Конкуренция в сфере социального маркетинга наиболее часто проявляется в уже существующем поведении людей или предпочтительном со стороны целевой аудитории в связи с чем получение преимуществ, связано с таким поведением, как например возврат к исходному состоянию.
Различия между социальным и коммерческим маркетингом
Мероприятия по социальному маркетингу направлены на нужды общественной полезности, которая достигается путем улучшения благосостояния населения. Социальный маркетинг является инструментом привлечения внимания целевой аудитории с целью изменения ее поведения. Продвигаемым продуктом в этом случае является «желательное поведение». В фокусе социального маркетинга находится внимание целевых аудиторий, чье поведение должно быть подвергнуто изменениям.
Мероприятия же коммерческого маркетинга направлены на извлечение прибыли посредством удовлетворения нужд потребителей путем продажи им определенных благ. Продвигаемым продуктом в этом случае являются товары и услуги.
Формы немедийных маркетинговых коммуникаций
Формы BTL-коммуникаций:
- осуществление стимулирования продаж и продвижения товаров в расчете на конечного потребителя в виде проведения промо-акций, производства рекламных материалов, креативных разработок, вручения призов);
- осуществления мероприятий по стимулированию сбытовых сетей для развития дистрибуции, увеличения объема продаж и ускорения товарного оборота;
- осуществление прямой почтовой рекламы, е-mail-рекламы, предоставления каталогов, использование телемагазинов, телефонного маркетинга (телемаркетинга), использования SMS и других средств коммуникации, осуществление прямых продаж;
- проведение специальных мероприятий по продвижению товаров и услуг (брендинг, спонсорство и т. д.).
Немедийные каналы коммуникаций
К основным немедийным маркетинговым каналам относятся:
- реклама в местах продажи;
- выставки, ярмарки и презентации как рекламно-коммуникационный канал;
- сувениры как рекламоносители.
Реклама в местах продажи может оказать сильное влияние на посетителей магазина касательно принятия решении о покупке того или иного товара.
Современные покупатели научились сами выбирать то, что им нужно, и нельзя сказать, что реклама в местах продажи сильно подействует на них. Однако использование флагов, воблеров, буклетов, диспенсеров могут помочь покупателям в окончательном выборе товара. Выставки, ярмарки и презентации оказывают сильное информационное воздействие на покупателей, позволяют устанавливать прямые контакты с ними. Особенность выставочных мероприятий состоит в том, что они могут удачно сочетаться с целым комплексом рекламных мероприятий, таких как пресс-конференции, презентации, встречи со специалистами.
Сувениры как рекламоносители являются еще одним способом взаимодействия с потенциальными покупателями, и занимают в системе маркетинга не менее важное место, чем реклама в СМИ.