Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Эффекты восприятия информации

Общие сведения об эффектах восприятия

Определение 1

Эффекты восприятия информации – это различные, порой противоположные результаты воздействия информации на наблюдателя, полученные при обработке через сознательную и бессознательную фильтрацию чувственных данных.

Определение 2

Восприятие (или перцепция) – это своеобразный вид коммуникации между наблюдаемым объектом и наблюдателем; способность к познанию окружающего мира через чувства; сложный процесс комплексного формирования целостного образа, на основе ощущений; анализ полученной информации, оканчивающийся пониманием, как результатом.

Расширение познавательных возможностей, развитие способностей подвигает людей к осознанному поиску необходимой информации с целью присвоения результатов чужого опыта, обеспечения жизнедеятельности, расширение круга интересов, увлечений являются причинами самостоятельного поиска интересующих сведений.

Одновременно с расширением опыта, изменениями, происходящими в видах деятельности людей, движением социальной информации, происходит изменение информационных потребностей.

Удовлетворение и стимулирование информационных потребностей формирует непосредственно само общество, отношения в обществе определяют направление интересов, целей и задач развития.

Система производства и передачи социальной информации формирующая интеллектуальный потенциал, использует возможности институтов воспитания и образования для наиболее полного и всестороннего овладения накопленными знаниями.

Как некая форма личностной активности информационное потребление ведет к концентрации широкой палитры способностей людей, формирует приверженность определенным нормам и ценностям.

«Эффекты восприятия информации » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В связи с этим следует отметить особое место социальной перцепции, как способности воспринимать внешние признаки людей, оценивать других, сравнивать их личные качества, индивидуальные особенности и поступки, проявлять поведенческое и эмоциональное отношение.

Функции социальной перцепции

Следует выделить следующие основные функции социальной перцепции:

  • познание себя;
  • познание партнера по общению;
  • организация совместной деятельности на основе взаимопонимания;
  • установление эмоциональных отношений.

Мировоззренческая потребность одна из разновидностей потребностей в информации, которую человек вырабатывает сам в процессе развития своей сущности на основе приобретенного практического, ценностного и познавательного опыта. Развитие человека как личности возможно только на определенном этапе, когда может происходить преобразование индивидуального сознания в сознание общественное.

Потребность личности в изменении своего «я» через активное потребление информации приводит к воспроизводству этой потребности.

Стереотипизация выступает как средство взаимодействия на основе использования сложившихся стереотипов, то есть сокращенных схем, устоявшихся представлений о человеке или явлении в профессиональной или бытовой сфере на основе ограниченной информации и ограниченного прошлого опыта.

Ошибки в моделировании воспринимаемого объекта являются достаточно самостоятельными разновидностями стереотипизации, поскольку процесс моделирования начинается на основе предварительной информации и начинается до начала межличностного общения, возникают на основе изначально искаженной (доперцептивной) установки.

Замечание 1

Социальное восприятие – это направленное на создание о себе, других людях, социальных явлениях и социальных группах восприятие.

Виды эффектов восприятия информации

Эффектами восприятия информации можно считать, например, эффекты, наблюдаемые в социальном пространстве.

К эффектам и феноменам («ошибкам» социальной перцепции) восприятия информации относятся:

  • эффект «ореола»;
  • эффект последовательности;
  • эффект роли;
  • эффект присутствия;
  • эффект авансирования;
  • эффект снисходительности;
  • эффект физиогномической редукции;
  • эффект красоты;
  • эффект ожиданий или эффект Пигмалиона;
  • эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки;
  • феномен «внутригруппового фаворитизма»;
  • феномен «презумпции взаимности» (иллюзии взаимности);
  • феномен «предположения о сходстве»;
  • феномен «зеркального образа»;
  • феномен фаворитизма;
  • «эффект проекции»;
  • феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося.

Понимание как результат восприятия представлено тремя видами:

  • креативное понимание;
  • интерпретационное понимание;
  • креативно-интерпретационное понимание.

Нахождение новых смыслов и значений понимаемого объекта, осознание нового смысла, символа лежит в основе первого вида.

Второй вид понимания можно охарактеризовать, как придания значения узнанным отдельным элементам, как приписывания случайного смысла.

К третьему виду понимания следует отнести вид, соединяющий в себе особенности первых двух. В этом случае, когда не срабатывает процедура интерпретации, используется процедура креации.

Как известно, одна и та же информация может быть воспринята разными людьми с разной степенью искажения и достоверности, различной мерой глубины, что неизбежно вызывает вопрос о том, какие факторы влияют на эффективность восприятия и понимания информации.

В связи с этим можно выделить три группы факторов, влияющих на эффективность: особенности условий процесса восприятия и понимания, совокупность параметров воспринимаемой информации, а также особенности личности как субъекта восприятия и понимания.

Обладая индивидуальными, социокультурными, психофизиологическими, психологическими, идеологическими особенностями, деятельным статусом, личность воспринимает информацию как целостная система.

Чрезвычайно трудно передать глубоко индивидуальный и неразрывно связанный с эмоциональной сферой потребителя информации уровень осмысления действительности реализуемого в переживаниях.

В этой связи следует упомянуть о личностном смысле, который выражает личное отношение к осмысленной социальной действительности в отличие от социального отношения, выражающего общественное отношение к действительности.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 28.04.2022
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot