Сущность кодирования
Процесс кодирования представляет собой трансформацию идеи в посыл в виде образов, символов, текстов, виртуального обращения.
В обобщенном представлении процесс коммуникации можно изложить так: адресант (источник) транслирует информацию с целью повлиять на получателя.
Известие зашифровано в виде кода с помощью словесных (невербальных) символов, знаков, продуцирующих различные значения.
Адресату для осознания значения зашифрованного послания необходимо его декодировать (расшифровать). Коммуникация допускает и наличие обратной связи, благодаря которой адресант подтверждает, что известие дошло до получателя и интерпретировано достоверно. В данном процессе выделяют несколько компонентов.
Компоненты коммуникации как инструменты кодирования информации
Компоненты коммуникации как инструменты кодирования информации содержат в себе:
- источник информации в виде кода;
- процесс кодирования и декодирования;
- тело сообщения;
- информационный канал;
- наличие адресата или адресатов;
- наличие обратной связи;
- наличие коммуникативных барьеров.
Охарактеризуем каждый из них.
Источник информации в виде кода. В виде основного источника кодированного сообщения выступают индивиды, сообщества, организации, государственные структуры. Первоисточник выступает инициатором коммуникации, которая возникает благодаря потребности в формировании и трансляции различных сообщений. Следует учитывать, что автор сообщения не всегда берет на себя обязанности коммуникатора, транслирующего данное сообщение (наиболее распространено в массовой коммуникации).
Процесс кодирования. Цель применения кодирования — донесение основной идеи отправителя до адресата; поддержание соответствующей интерпретации известия адресатом, которая отвечает плану адресанта. Для этого применяется кодирование - процесс использования атрибутов и символов, стандартно трактуемых оппонентами.
Шифр содержит в себе конкретное количество символов (приобретает конкретную длину), который образуют длину кода. К примеру, текстовое письмо составлено из специфического числа букв, цифр и символов, понятных адресату.
Процесс декодирования в технике коммуникации представляет собой процесс обратный кодированию и содержит в себе перевод зашифрованного сообщения для восприятия получателем. В традиционном понимании это:
- процесс адаптирования полученных сигналов;
- процесс обнаружения первоначального подтекста, исходной концепции адресанта, осознания смысла его известия.
Если подтекст известия корректно расшифрован адресатом то его восприимчивость будет именно такой, какую и старался спровоцировать автор (источник) известия.
Тело сообщения представляет собой закодированную, с использованием различных знаковых систем, информацию. Тело сообщения передается в личной беседе, через использование публичного выступления, через СМИ, виртуальными средствами коммуникации. Тело сообщения содержит информационный повод и посыл для адресата или аудитории.
Информационный канал. Первоначально восприятие канала общественностью сформировано от кабельного канала телефона или телеграфа, либо как беспроводного источника радиосвязи. В современной науке о коммуникациях «канал» коммуникации трактуют как инструмент, с помощью которого известие доносится от автора к получателю.
Наличие адресатов или адресата. Адресат— это индивид, которому адресовано известие. Коммуникация осуществляется, чтобы получить от адресата реакцию или обратную связь. Адресатом может выступать индивид или группа индивидов. Если количество адресатов превышает одного, то специалист по связям с общественностью воспринимает аудиторию как целевую.
Наличие обратной связи. В теории связей с общественностью обратную связь воспринимают как ответную реакцию оппонента на информацию. При возникновении обратной связи коммуникация становится эффективной и завершенной, приобретая свойство реверсивности. Оппоненты могут корректировать цель и задачи коммуникации, расшифровывая информацию от адресата.
Наличие коммуникативных барьеров – это наличие препятствий в коммуникативном процессе, мешающих автору сообщения и адресату достигнуть консенсуса. Помехи и барьеры могут возникать на любом этапе коммуникации.
Коммуникативные барьеры подразделяются на следующие виды:
- технические препятствия;
- человеческий фактор.
Технические препятствия. Понятие шумов отождествлялось с техническими трудностями (например, с некачественной связью или шумами в радио эфире) и подразумевало недовольства, не входящее в тело сообщения, передаваемого автором или коммуникатором. В современной науке данное определение имеет наиболее широкое понятие, родное по смыслу к дискурсивному барьеру, и включает все, что повреждает передаваемое сообщение и в результате воздействует на восприятие в целом.
Человеческий фактор. На способность индивидов контактировать, передавать и интерпретировать информацию мощное влияние проявляют их психологические особенности. В современной науке и социальной практике основное внимание акцентируется на трудности барьерного общения. В отечественной социальной науке информативный анализ барьерного общения заключается в выявлении у человека психологических барьеров к эффективной коммуникации и их устранении. Психологические барьеры возникают в процессе коммуникации по вине одного из оппонентов.