Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблемы коммуникации в истории социально-философской мысли

Проблемы коммуникации в истории социально-философской мысли

Проблемы коммуникации в истории социально-философской мысли заключаются в различии концепций и интерпретаций, которые предложены крупнейшими мыслителями при определении и осмыслении социальной коммуникации, как отдельной философской категории. Помимо этого, проблемы коммуникации отражаются в разных подходах крупных представителей социально-философской мысли к формированию основных теоретических моделей общества, в которых заметны существенные расхождения в понимании тех факторов, которые определяют социальную жизнь.

Социальная философия – близкий к теоретической социологии раздел философии, призванный отвечать на вопросы о том, что представляет собой общество, и каково место, занимаемое в нем человеком. Теоретическая социология в отличие от социальной философии предполагает анализ состояния общества и выявление закономерностей в его существовании. Социальная же философия призвана выполнять критическую функцию.

Специфика интерпретаций проблем коммуникации в рамках сложившихся традиций социально-философской мысли

Любой исторический этап развития характеризует неотъемлемость коммуникации от существования человеческого общества. Характер человеческих отношений, подвергался теоретическому осмыслению в конце девятнадцатого - начале двадцатого века в условиях, когда в обществе развивался индивидуализм, породивший крайнюю форму взаимного отчуждения людей, выражающуюся в некоммуникабельности (которая, несмотря на быстроту развития средств коммуникации и технологий, остается актуальной проблемой и в настоящее время).

Для осмысления социокультурных подходов к решению проблем социальной коммуникации необходимо рассмотреть концепции, предложенные крупнейшими западноевропейскими и русскими мыслителями конца девятнадцатого - начала двадцатого века. Для этого на пути к достижению обозначенной цели необходимы сопоставление и интерпретация существующих подходов к определению и осмыслению социальной коммуникации, которые сложились в национальных социокультурных традициях, а также выделение специфики интерпретации некоторых направлений проблемы в формате сложившихся философских традиций.

«Проблемы коммуникации в истории социально-философской мысли» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Начало активной разработки проблемы коммуникации относится к рубежу девятнадцатого – двадцатого веков (в рамках проблематики «Другого»), когда эта проблема составила ядро неклассических философских учений девятнадцатого – начала двадцатого века.

Неклассические философские учения девятнадцатого – начала двадцатого веков:

  • в философии западной Европы – концепция экзистенциальной философии (К. Ясперс, М. Бубер);
  • в русской философии – концепция христианского персонализма (Н. Бердяев) и концепция интуитивизма (С. Франк).

Если сравнивать имеющиеся в истории философии подходы к осмыслению проблем социальной коммуникации, обозначенные и заявленные крупнейшими западноевропейскими и русскими мыслителями конца девятнадцатого – начала двадцатого века, то можно заметить, что постановка проблемы совпадает во времени, однако в каждой философской традиции эта проблема решается по-своему.

Основанием для этого различия являются сложившиеся в каждой их них приоритеты, в частности заметно тяготение западноевропейского экзистенциализма к рациональному анализу, а русского – к сверхрациональности в постижении. Несмотря на данные различия и русские, и западноевропейские мыслители этого периода одинаково определяют приоритеты процесса коммуникации, выделяя ценность диалога и ответственность перед «Другими».

При рассмотрении человеческого существования Бубером указано на двойственность в постижении человеком окружающего мира, поскольку «Я» человека также имеет двойственную природу. Он также делает вывод о том, что с приобретением опыта человек не способен познавать мир как свой собственный и может воспринимать его только в качестве некоего внешне положенного «Оно». В то время как истинное понимание мира возможно в оппозиции по схеме: «Я - Ты», поскольку, когда произносится «Ты», то произносится и «Я»

Для Бердяева личность имеет большую ценность в сравнении с обществом и государством. Разграничивая понятия общества и общности, он подчеркивал, что общество является формой организации масс (коммуникацией или сообщением людей). Одновременно с этим он определял общность людей в виде разных отношений личности в общении и в обществе. Бердяев делает вывод о том, что всякая личность всегда будет оставаться иррациональной по отношению к обществу (во внутреннем существовании, в неповторимости судьбы и своей единственности). Он разделял такие понятия, как общение и коммуникация, поскольку считал, что общение имеет большую ценностную значимость в процессе постижения уникального личностного бытия.

Интересным вариантом концепции коммуникации являются работы С. Франка. В них он (рассматривал познание субъективного мира как способ познания человеческого сознания, противопоставлял общению предметную деятельность и утверждал, что если рассматривать другого человека в качестве предмета деятельности, то тогда этого человека можно рассматривать и в качестве одного из объектов внешнего мира.

Основные теоретические модели общества

Изучение проблем коммуникации неразрывно связано с изучением такого сложного и неоднозначного понятия, как общество. Осознание потребности в разработке этого понятия происходит в конце восемнадцатого века, когда начинается изучение первобытных народов и появляется интерес к первопричинам возникновения общества. Это понятие было теоретически осмыслено немецкими классическими философами (в трудах Канта, Фихте, Гегеля, Фейербаха) и в дальнейшем развито в учениях Конта и Маркса. К основным теоретическим моделям общества, сложившимся в истории философии относятся:

  • первая модель - «механистическая», она предполагает понимание общества в качестве сложного механизма, агрегата элементов, которые можно изучать отдельно друг от друга (Декарт, Дюринг, Ламетри);
  • вторая модель - «органическая», она предполагает понимание общества в качестве сложного организма, обладающего множеством жизненно важных функций и органов (Спенсер, Гоббс);
  • третья модель предполагает понимание общества в качестве саморазвивающейся и самоорганизующейся системы.

Крупнейшие сторонники третьей модели в понимании факторов, которые определяют социальную жизнь, имели значительные расхождения. В представлении Гегеля общество является носителем форм сознания сменяющих друг друга. По мнению Маркса, общество является не совокупностью индивидов, а лишь выражением суммы отношений и связей, в которых эти индивиды находятся друг по отношению к другу.

Парсонс и Вебер считали, что общество образуется множеством социальных действий, внутри каждого из которых возможно выделение субъекта действия, ситуации действия и ориентации субъекта (ценностную и мотивационную).

При рассмотрении специфики общества в качестве объекта исследования уместно сравнение его с природой (социальных наук – с науками естественными). В отличие от естествознания, имеющего дело с живыми организмами или бездушными предметами, обществознание имеет дело с наделенными сознанием людьми.

Дата написания статьи: 27.09.2022
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot