История возникновения эмодзи
Множество технических новинок и внедрение информационных технологий в процесс коммуникации помогают современным пользователям работать с информацией в удобном цифровом формате.
Специалисты по PR и продвижению изучают особенности электронной коммуникации. Особый интерес у них вызывают смайлики и эмодзи, поскольку придают деловым и личным сообщениям пользователей эмоциональную окраску.
Эмодзи являются инновационным продуктом цифровой коммуникации. Появились они сравнительно недавно, но уже приобрели огромную популярность в цифровом сообществе.
Эмодзи репрезентуют сообщение пользователя в символах. Ключевая идея эмодзи не нова, поскольку дублирует сущность иероглифов. Они послужили основой для создания языка электронных эмоций, жестов, мимики.
Сущность эмодзи заключается в том, что он передает эмоциональное состояние собеседника комбинациями графических символов. Однако, несмотря на эмоциональный контекст, цель использования эмодзи не ограничивается только передачей эмоций.
Ключевая цель его применения – экономия времени пользователя при создании повторяющихся, идентичных сообщений, длина которых составляет не более 150 символов.
Эмодзи появились в начале 2000 годов как прямые «потомки» эмотиконов. Создатели эмодзи хотели наделить информационное, технологическое сообщение пользователей живыми эмоциями, придать им окраску, уровняв с устной речью.
Сообщение пользователя всегда состоит из слов. Очень сложно понять контекст сообщения, в том случае, если слова повторяются. Чтобы правильно донести до адресата сообщение, пришлось бы дополнять его различными пояснениями. Это не только долго, но и неудобно.
Эмодзи стали решением возникшей проблемы, передавая эмоции, шутливый тон, сарказм.
Эмодзи в мессенджерах
Первоначально значки эмодзи насчитывали не более 175 пиктограмм ограниченного размера. Со временем их набор был существенно дополнен и расширен, усовершенствован дизайн. Особую популярность эмодзи получили с повсеместным использованием мессенджеров.
Для активных пользователей мессенджеров эмодзи стали универсальным языком коммуникации. Распространение мессенджеров привело к возникновению и развитию словаря эмодзи - уникальных Unicode-обозначений с подробным описанием каждого символа.
Современное общение с использованием эмодзи имеет свою специфику.
Количество и частота их использования могут зависеть от нескольких факторов: возраста пользователя, половой принадлежности, географического положения, национальности. Помимо этого, собеседники, которые состоят в дружеских или личных отношениях, с течением времени вырабатывают свой язык общения с использованием эмодзи.
К примеру, ученики школ в мессенджерах в ходе беседы применяют большое количество эмодзи, окрашивая диалог, придавая ему шутливую форму.
Функции эмодзи
Изучение электронной коммуникации позволяет выделить ключевые функции эмодзи
- Дублирующая функция. Эмодзи повторяет текст сообщения, усиливая эмоциональный эффект.
- Замещающая функция. Эмодзи в сообщении заменяет слово или фразу.
- Смысловая функция. Сообщение состоит из нескольких последовательных эмодзи, образуя фразу.
- Дополняющая функция. Эмодзи дополняет стандартное сообщение, придавая ему дополнительный эмоциональный подтекст.
Языковая компрессия и экономия характерны для мессенджеров, поскольку за каждый символ СМС приходится дополнительно платить. Вместо традиционной благодарности пользователи применяют сокращение, которое уже стало общепринятым - «Спс». Однако, даже эти символы писать не обязательно, если применить один знак эмодзи, означающий благодарность.
Современная наука полагает, что эмодзи воспринимаются большинством пользователей мессенджеров как норма, а их отсутствие настораживает.
Для пользователей из России был разработан проект RuGram, содержащий с эмодзи, позволяющие передавать эмоции, соответствующие российскому культурному коду. Словарь эмодзи насчитывает более 200 символов. Разработчики предлагают пользователям оценить продукт.
Все вышеперечисленное в полном объеме отражает потенциал эмодзи как средства передачи информации. Однако, проблема состоит в том, что не вся информация может адекватно передаваться таким способом. Исключения составляют: деловая переписка, научные тексты, разработки, законы и законодательные акты и т.д.
Учеными-лингвистами был проведен практический эксперимент по ведению деловой переписки с использованием эмодзи, который показал, что собеседники, злоупотребляющие эмодзи, воспринимаются как некомпетентные.
Что касается разговорной речи, то эмодзи незаменимы. Их актуальность подтверждается тем, что в поисковых системах появился «эмодзи переводчик», который помогает пользователю расшифровать фразу и зашифровать ее в символах.