Особенности работы small media и комьюнити-менеджмента
Работа small media и моделей комьюнити-менеджмента имеет ряд общих черт и различий. Обе вида деятельности относятся к сфере медиа. В отличие от small media, деятельность которых может осуществляться без сформированной команды единомышленников и единых для команды целей, определенной структуры и заранее обговоренного и принятого командой к продвижению бренда, комьюнити-менеджмент основан на принципе построения команды и именно на командной работе по управлению проектами. Комьюнити-менеджмент основан на отработке обратной связи (консультировании клиентов, как потенциальных, так и новых на публичных площадках), проведении тестирований и внедрении новых сценариев.
Small media, т. е. малые медиа, медиа, не имеющие лицензий СМИ, являются онлайн проектами, публикующими новости и имеющими полноценные редакции. Small media – это своего рода аналог Самиздата, существовавшего в доперестроечные времена.
Самиздат занимался несанкционированным копированием и распространением документов и книг, которые были на государственном уровне запрещены к распространению, и являлся основной формой распространения независимой и альтернативной информации в СССР.
Комьюнити-менеджмент является новой дисциплиной в направлении подготовки специалистов для работы в сфере PR, а также медиа и рекламных коммуникаций. В коммуникационном менеджменте к комьюнити относят сообщество людей, проявляющих неравнодушие к определенным идеям, системам, деятельности, определенным компаниям, которые вступают в реальное со-взаимодействие, обусловленное общностью ценностей на основе общих целей. Комьюнити является междисциплинарным феноменом в контексте коммуникационного менеджмента, теории рекламы, PR и социальной психологии.
Особенности работы small media
Появление по экономическим и политическим причинам в России в середине 2010-х годов small media стало результатом глубокого кризиса традиционных (больших) российских медиа, который привел к высвобождению от официальной работы большого количества журналистов, которые в этих условиях стали создавать частные проекты.
Кроме того, к этому времени технологии создания сайтов усовершенствовались настолько, что создание собственного сайта и работа над ним стали делом малозатратным и относительно простым.
Особенности работы small media заключаются в следующих аспектах:
- отсутствие лицензии СМИ;
- отсутствие финансирования;
- создание контента на энтузиазме (в надежде на возможное получение доходов);
- создание контента для самовыражения (включая разнообразные эксперименты и нововведения);
- создание контента для удовольствия.
В России существуют small media трех типов:
- классические;
- персонифицированные (если статус медиа выстраивается вокруг персоны авторитетного блогера или журналиста);
- проектные (при объединении в рамках одного медиа цикла проектных работ).
Работа small media значительно отличается от работы традиционных СМИ, поскольку первые имеют возможность формировать собственную повестку дня, выбирать жанры и темы, транслировать собственные смыслы, выстраивать взаимоотношения с аудиторией.
Появление локальных журналистских проектов, к числу которых относится и феномен small media, связано с распадом массового потребления в области медиаиндустрии, что стало почвой для создания в Интернет-пространстве ориентированных на локальные сообщества «крафтовых» СМИ, выделяющихся не по институциональному принципу, а по другим принципам. В числе таких принципов может быть, например, ментальный, который предполагает особое восприятие современного мира.
Примером тому может служить т случай, когда человеку необходимо найти в своем городе единомышленников, для чего он обращается к медиа и вдруг выясняет, что таких медиа нет. Тогда ему не остается ничего другого кроме создания своего сайта или паблика в сети «ВКонтакте».
Особенности работы моделей комьюнити-менеджмента
Комьюнити-менеджмент представляет собой планомерную, всестороннюю и долгосрочную работу, задачей которой является создание сплоченного сообщества. В это сообщество могут входить не только клиенты, но и коллеги, соседи, учащиеся, помощники некоммерческих организаций, волонтеры, региональные координаторы. Основной особенностью комьюнити является объединение в него исключительно на добровольных началах.
Управление сообществами или комьюнити-менеджмент (Community Management), как область профессиональных знаний, стало актуальным и получило широкое распространение в интернет-пространстве в связи с развитием интернета и коммуникаций.
Задачей комьюнити-менеджмента является создание живых лояльных сообществ вокруг определенного бренда или ценности для распространения информации об этом объекте путем «сарафанного радио» (то есть, путем передачи сообщений от одних людей другим).
С точки зрения распространения информации о бренде и о его продуктах, комьюнити-менеджмент в классическом понимании представляет собой альтернативу маркетингу и PR и отличается 3 признаками:
- обмен информацией и взаимодействие происходят не только между представителями брендов (носителями информации) и аудиториями (без посредников или при их наличии), но также без непосредственного участия носителя информации между членами сообщества;
- распространение членами сообщества информации, происходит в свободной форме, обмен информацией отличается неформальным характером, обеспечивая тем самым высокий уровень доверия к носителю информации и самой информации;
- ядро сообщества объединено глубокими ценностными связями, установившимися между участниками, мотивируют необходимость передачи информации не внешние стимулы (подарки в конкурсах, оплата выполненных работ), а внутренняя уверенность в важности передаваемой информации ил и потребность в том, чтобы демонстрировать причастность к задаче, кругу лиц или определенному социальному слою.