Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Общественный идеал в Древней Руси

Общественный идеал в Древней Руси был основан на контрастных ценностных ориентациях древних славян, когда добру противопоставляется зло, жизни – смерть, а правде – неправда.

Замечание 1

Древняя Русь – исторический период, охватывающий временной отрезок с момента образования Руси во второй половине девятого века и до монгольского нашествия.

История древнерусского государства

Древняя Русь согласно летописям являлась к середине девятого века крупным союзом, состоящим из целого ряда племен: восточнославянских, балтских и финно-угорских, возглавляемых князьями династии Рюриковичей, ставших основателями древнерусского государства. В восемьсот восемьдесят втором году Киев был захвачен Олегом, объединившим южные и северные земли, принадлежавшие восточным славянам под своей властью.

Успешные военные походы и дипломатические усилия киевских правителей привели к вхождению земель всех существовавших восточнославянских и некоторых балтских, финно-угорских и тюркских племен в состав нового государства. В это время Древняя Русь представляла собой крупнейшее государственное образование Европы. Это было новое государство, борющееся за доминирование в восточно-европейском и черноморском регионе, отстаивающее свои интересы в противостоянии с Византийской империей и Хазарским каганатом.

В девятьсот восемьдесят восьмом году, в период княжения Владимира Святославича Русь приняла христианство. Князем Ярославом Мудрым был издан первый русский свод законов – Русская Правда. После смерти князя Мстислава Владимировича (в 1132 году) Русь начала распадаться на целый ряд самостоятельных земель и русских княжеств (на Владимиро-Суздальское княжество, Черниговское, Полоцкое, Рязанское, Галицко-Волынское, Новгородскую землю и другие). Киев представлял собой объект борьбы для наиболее сильных княжеских ветвей, а сама Киевская земля представляла собой коллективное владение Рюриковичей.

«Общественный идеал в Древней Руси» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

С середины двенадцатого века в северо-восточной Руси произошло возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Правителями княжества – Андреем Боголюбским, Всеволодом Большое Гнездо оставлен в статусе основной резиденции Владимир, который возвысился как новый общерусский центр. Помимо Владимиро-Суздальского княжества к наиболее могущественным княжествам относились Смоленское княжество, Черниговское и Галицко-Волынское.

В период с 1237 по 1240 год большинство русских городов и деревень были уничтожены войском Батыя. Южными и юго-восточными окраинами была утрачена значительная часть оседлого населения, а Киев, Владимир, Чернигов, Рязань, Переславль вместе с другими центрами русских княжеств были разрушены.

Древнеславянские ценностные ориентации

Основой духовного идеала славян была не природная стихия, а коллектив, род, семья, община. В коллективный круг ценностей входило понятие о примирении людей с окружающим их миром. При этом коллектив сам выступал в качестве высшей ценности – «правды».

В этом кроется причина, по которой при вводе человека в мир таких ценностей к нему обращаются «сынок» или «доченька», стирая, сглаживая тем самым противоречие, которое может возникнуть между внешним миром, представителем которого является новый человек, и коллективом, в который он входит.

Отношение в Древней Руси народа к высшей власти также является частью системы ценностей коллектива.

Это отношение к высшей власти ярко характеризуют следующие установки в сознании людей:

  • князь является не только властелином, но и отцом для подданных (поэтому в народном сознании существовал образ царя-батюшки);
  • сама же власть является символом «правды», то есть справедливости в соответствии с ценностными установками древних славян.

В подтверждение этому в «Повести временных лет» сообщается о том, что когда князь Владимир принял решение крестить киевлян, он послал сказать городу следующее: «Если не придет, кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом».

На что люди ответили тем, что пошли с радостью и ликованием и говорили о том, что их князь и бояре не стали бы принимать этого, если бы оно не было хорошим, настолько велико было доверие. Включение отдельного человека в систему коллективных ценностей посредством такого понятия, как «воля», которая не противопоставлялась «правде».

Если же князь или государство становились носителями «неправды», то есть несправедливости, то «воля» выступала в качестве способа борьбы за восстановление жизни, основанной на «правде» или способа заявления протеста отдельных людей уходом от «неправды» в леса или степи, «на волю», в качестве восстановления «правды» или справедливости.

Следует также отметить связь образа князя в древнеславянской языческой культуре с образом власти, предполагала также связь со сформированным к этому времени идеалу воинского поведения.

Дошедшие до нас произведения древнерусской литературы являют нам образцы взаимопонимания, почтения, уважения, связывающие народ и власть. Древнерусские авторы донести до нас существовавший идеал общества, построенного на основе взаимного доверия, чести, доблести, благородства, мужества, мудрости, терпения. Такое общество должно существовать на основе понимания общих проблем, коллективного преодоления любых возникающих трудностей на общее благо.

Падение общественного идеала, нескончаемые междоусобные распри князей, жесточайшая борьба за власть, богатство и влияние, игнорирование и попрание коллективных интересов, в конечном счете, привели к распаду государства, к многолетней кровопролитной вражде и монгольскому нашествию, последствия которого удалось преодолеть с большим трудом и только спустя несколько веков.

Утрата на длительное время общинности и соборности, утрата такой характерной черты русского идеала, как правдивость, которые объединяли коллективные усилия многонациональной Древней Руси, привели к тяжелому периоду в ее истории.

Общественный идеал, основанный на гармонии, в основе которой лежит справедливость, уравновешивающая интересы сторон, не позволяет ржавчине индивидуализма и попрания жизни, основанной на совместном, коллективном решении проблем легко разрушить государство.

Дата написания статьи: 14.10.2022
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot