Невербальная коммуникация представляет собой процесс обмена между людьми невербальными сообщениями и их интерпретацию. Ее существование возможно по причине того, что все символы и знаки каждой культуры обладают понятными окружающим, закрепленными за ними определенными значениями.
Невербальные элементы коммуникации
Все культуры обладают не только понятными, универсальными для всех знаками, но также специфическими сигналами, которые использует только одна культура.
Все невербальные знаки можно подразделить на три типа:
- поведенческие знаки в виде физиологических реакций. Например, появление дрожи от холода или потоотделения вследствие волнения;
- ненамеренные знаки, проявляющиеся через привычки человека. Например, привычки, облизывать или покусывать губы, почесывать нос;
- коммуникативные знаки, когда в процессе коммуникативного взаимодействия осуществляется передача информации.
Если говорить о культурно-специфических и физиологических основаниях невербальной коммуникации, то необходимо подчеркнуть, что невербальные элементы используются в коммуникациях спонтанно и часто не могут быть контролируемы. При их использовании в маркетинге и рекламе необходим очень внимательный подход и изучение особенностей физиологического и культурно-специфического плана невербальной коммуникации.
Во избежание ошибок, которые могут быть допущены в ходе практического использования невербальных элементов коммуникации в рекламной деятельности необходимо тщательное изучение целевой аудитории для выявления ее культурных особенностей.
К основным невербальным элементам коммуникации относятся:
- кинесика;
- такесика;
- хронемика;
- проксемика;
- сенсорика.
Кинесика исследует общение, осуществляемое посредством движений тела. Поза человека, его телодвижения и жесты используются как дополнительные выразительные средства общения.
Такесика, являясь областью психологии, занимается исследованием невербального общения людей посредством тактильных проявлений, то есть таких приемов, как рукопожатие, похлопывание, поцелуй. Различные прикосновения придают процессу коммуникации разные смыслы и результаты.
Хронемика исследует использование в невербальном коммуникационном процессе временного фактора. Время как фактор общения, не менее важно в коммуникации, чем позы, жесты, мимика.
Проксемика анализирует закономерности, существующие в пространственной организации коммуникации, а также влияние, которое оказывают расстояния, дистанции и территории между людьми на сущность характера межличностного общения.
Сенсорика изучает способы невербальной коммуникации, которые основываются на восприятиях от органов чувств (цвет, звук, запах, вкус, тепло).
Проблема использования невербальной коммуникации представителями рекламной сферы
По использованию невербальных знаков можно определить, каково отношение людей к ситуации, комфортно ли они чувствуют себя в ней, насколько интересно им общение.
Невербальные элементы позволяют людям наиболее точно выражать свои эмоции, мысли и чувства.
Специалисты, которые создают рекламу, должны учитывать все нюансы невербальной коммуникации, поскольку неверное, некорректное использование невербальных элементов в сфере рекламы может оскорбить людей.
При общении с людьми, являющимися представителями других культур необходимо учитывать присущие конкретной культуре невербальные формы общения.
Язык является самым популярным и эффективным инструментом в общении людей. Но кроме него существует значительное число способов передачи информации, называемых общим понятием «невербальная коммуникация».
Невербальная коммуникация является определенным видом воздействия, которое происходит без использования слов.
Знания и навыки правильного применения элементов такого рода поведения человека, могут предоставить рекламщикам мощные инструменты воздействия на аудиторию, помочь в предотвращении негативного результата неудачного и ошибочного использования в рекламе невербальных элементов.
Знания в области основ и правил социальной коммуникации приобретаются в процессе социализации и инкультуризации. Эти нормы могут быть этнического или общенационального характера.
Значение знаков или символов в рекламе, маркетинге и менеджменте настолько велико, что появилась специальная сфера знаний, называемая символьным менеджментом.
В разных культурах имеются различные по значению символы, используемые в коммуникации. Ошибки, совершаемые при распознавании значений, которое приписывается цвету или каким-либо другим символам, могут создать серьезные проблемы.
В работе специалистов по рекламе нередко возникают такие ситуации, когда недопонимание при взаимодействии с аудиторией с другой культурой возникает по причине неправильного, ошибочного использования мимических сигналов.
Представителям пресс-служб также при подготовке к выступлениям необходимо учитывать те особенности, которыми отличается невербальная коммуникация, а сотрудникам рекламных компаний необходимо правильно использовать мимические приемы в рекламных роликах.
Грамотное и уместное использование невербальных элементов в рекламе способно во много раз увеличивать ее эффективность, потому столь важно для специалистов по рекламе иметь знания в этой сфере.
Итогом из вышесказанного может быть вывод о том, что невербальная коммуникация представляет собой выразительное средство для рекламного взаимодействия, от правильного применения которого может зависеть успех рекламного проекта.