Подходы к изучению общественного мнения
Методы изучения общественного мнения – это способы наблюдения, сбора информации, оценки в соответствии с избранными параметрами и анализа совокупной информации выраженной в качестве общественного мнения по определенному в начале исследования вопросу.
Общественное мнение – это публичная форма выражения мнения групп людей, составивших для себя одинаковые представления, часто основанные на сложившихся стереотипах либо недостоверной информации, о людях, предметах или явлениях, которые либо представляют для них жизненно важные интересы, либо удовлетворяют их любопытство.
В современном обществе существуют два подхода к определению функций общественного мнения:
- отечественный подход;
- западный подход.
В 1960 году Б. А. Грушин основал Институт общественного мнения при газете «Комсомольская правда». С 1988 по 1990 год он был в числе организаторов и руководителей Всесоюзного центра изучения общественного мнения ВЦИОМ.
Проект советского ученого Б. А. Грушина «Общественное мнение» фактически означал создание в СССР методологической лаборатории по исследованию общественного мнения. В это время был разработан социологический инструментарий для подробнейшего анализа контента прессы, наблюдений во время общественных собраний, опросов граждан, интервью с руководителями государственных и партийных органов. Проводились дискуссии по поводу теоретико-методологических проблем общественного мнения и массовых коммуникаций, собиравшие обширную аудиторию регулярные научные семинары.
Два проблемных направления обозначились в СССР в конце шестидесятых и в семидесятые годы прошлого века: изучение общественного мнения через локальные исследования и создание проектов общенационального масштаба вероятностных выборок, способов их практической реализации, с разработкой соответствующей методологии.
Общественное мнение как объект изучения находится в поле зрения социологии, поскольку является явлением социологического характера. Поэтому логично при изучении общественного мнения использовать социологические методы. Основным методом изучения в этом случае является опрос.
Основные методы, используемые для изучения общественного мнения
В социологии применяют две основные группы методов:
- методы изучения отражения объективированных фактов сознания;
- методы изучения отражения непосредственных фактов сознания.
К первой группе методов относятся:
- наблюдение;
- анализ документов;
- анализ практической деятельности (как отдельных личностей, так и деятельности масс, например, общественных слушаний, демонстраций, манифестаций, забастовок и т.п.).
Ко второй группе методов относятся опросные методы.
Правила, которые должны соблюдать исследователи при изучении общественного мнения гласят, что применяемые методы должны количественно и качественно характеризовать общественное мнение, описывать общественное мнение не только в статичном положении, но и в динамике, кроме того избранные методы должны использоваться комплексно.
Опросный метод появился в США еще в начале XIX века. Значительный вклад в развитие методов опроса внес Дж. Гэллап, основавший впоследствии институт общественного мнения (Институт Гэллапа).
Существуют две интерпретации метода опроса: широкая и узкая.
Первая интерпретация объединяет все составляющие метода – от его теоретического обоснования до мельчайших деталей применения.
Вторая интерпретация предполагает использование набора измерительных процедур и правил их применения, метод, как образование ограниченное, конкретное, инструментальное.
В сороковые годы XX века институтом Гэллапа был разработан, так называемый пятимерный план. Целью этого плана было совершенствование методов изучения общественного мнения.
Особое значение в этом плане придавалось формулировке вопросов, задаваемых обследуемой аудитории. Эта часть плана наиболее тщательно разрабатывалась для использования при опросах.
В этом пятимерном плане были выделены пять категорий вопросов: свободные (открытые), причинные, фильтрующие, специфические и выявляющие интенсивность мнений.
План предусматривал изучение пяти разных сторон мнения: степень интенсивности выражаемого мнения, то, какое представление имеет опрашиваемый о предмете вопроса, выяснение общих взглядов опрашиваемого, а также выяснение причин, по которым он придерживается именно этих взглядов.
При разработке плана были учтены все выявленные недостатки метода.
Не принимался во внимание тот факт, что одни люди высказывали основательно взвешенное мнение, другие же высказывали сиюминутное мнение. Вопросы задавались людям, не имевшим никакого представления об обсуждаемом предмете. Задаваемые вопросы имели такие формулировки, которые разными людьми могли интерпретироваться по-разному. Интенсивность выражаемого мнения не принималась во внимание. Не принимался во внимание и тот факт, по какой причине опрашиваемый придерживается того или иного мнения.
В конце XX века американским ученым Дж. Фишкиным была предложена технология изучения, так называемого обогащенного общественного мнения, разделенная на три этапа. Под обогащенным общественным мнением следует понимать максимальную информированность опрашиваемых о рассматриваемых проблемах и способах их решения, предполагаемую к началу опроса. Информированность такого рода выражалась бы в высказывании совокупности мнений относительно того или иного социального явления.
Первый этап состоит в подготовке и проведении первичного опроса общественного мнения на основе выборки по гэллаповской схеме из совокупности.
На втором этапе производится «обогащение» установок и мнений опрашиваемых. Для этого проводятся встречи с экспертами, собираются группы участников опроса для обсуждения исследуемых проблем, распространяются необходимые материалы, направляется информация по электронной почте.
На третьем этапе проводится повторный опрос с интервалом от нескольких дней до двух месяцев. Время предоставляется респондентам для изучения информации, и высказать новое мнение о ней. Окончательный опрос рассматривается как изучение обогащенного суждения.