Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методы исследования в межкультурной коммуникации

Межкультурная коммуникация и ее формы

Определение 1

Методы исследования в межкультурной коммуникации – это совокупность приемов, направленных на изучение межкультурного процесса, возникающего в результате взаимодействия народов мира.

Межкультурная коммуникация – это взаимодействие представителей различных культур народов мира, осуществляемое с использованием различных форм общения. Межкультурная коммуникация выступает неким диалогом культур на основе языка, речи, письменности, электронной коммуникации, культурным процессом, обусловленным тесной связью с национальными традициями и обычаями между разными народами, этническими группами и отдельными людьми.

Формы межкультурной коммуникации:

  • прямая;
  • косвенная.

Прямая коммуникация предполагает, что источником информации для получателя является непосредственно отправитель. В этом случае информация передается как в письменной, так и в устной форме.

Косвенная коммуникация предполагает в качестве информационных источников интернет, телевидение, прессу, произведения литературы и искусства, иностранные фильмы, газеты, журналы, дистанционное обучение, международную рекламу.

Методы исследования межкультурной коммуникации

К методам исследования межкультурной коммуникации относятся:

  • метод биографической рефлексии;
  • метод интерактивного моделирования;
  • метод ролевых игр;
  • метод самооценки;
  • метод симуляции.

Метод биографической рефлексии

На основе этого метода предполагается изучение фактов собственной биографии, ее влияния на течение повседневной жизни, форм проявления, определение собственной идентичности. Воспроизведение в результате анализа прошедших лет, жизненных ситуаций, определение причин, по которым произошло формирование именно такой личности, какая она есть на данный момент. Работа по изучению собственной биографии при использовании комплекса методов позволяет определить причины возникновения определенных интересов, пристрастий, ценностных ориентиров, с помощью рефлексии рассмотреть разные стороны человеческой жизни и деятельности. Особенность метода рефлексии в изучении собственной биографии состоит в том, что изучению и оценке подлежат опыт, знания, а также события из жизни, включающие все социальные контексты. Результативность этого метода биографической рефлексии заключается в раскрытии своей культурной идентичности, в объяснении личного культурного восприятия, сформировавшихся культурных стандартов.

«Методы исследования в межкультурной коммуникации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Метод интерактивного моделирования

На основе метода интерактивного моделирования возможно воспроизведение различных ситуаций, регулярно возникающих в межкультурном общении, как группового, так индивидуального характера. Этот метод позволяет направить на анализ и оценку изучаемых ситуаций всю эмоциональную и интеллектуальную энергию, принимающих участие в процессе обучения. Изучение и узнавание моделей отношений участников межкультурного общения, способов взаимодействия, видов отношений, позволяют интерактивные модели. Конструкция упрощения, в сравнении с реальной жизнью восприятия мира позволяет добиться лучших результатов. Этот метод ценен еще и тем, что интерактивное моделирование способно улучшить исследовательский процесс, путем облегчения процесса обучения через создание комфортной, непосредственной, естественной обстановки для первичного взаимодействия, знакомства участников, организует и объединяет участников, направляет в нужное русло совместную деятельность. В процессе создания непринужденной обстановки возможно более откровенное общение между участниками, их обращение к полученному опыту, более точная оценка ситуаций практического общения в настоящее время.

Метод ролевых игр

На основе метода ролевых игр можно воссоздавать необходимые для изучения повторяющиеся ситуации, часто возникающие в межкультурном общении, при исполнении участниками определенных ролей. При воспроизведении и анализе роли смешиваются, узнаются. В основе метода лежит «переживание» воссозданной ситуации. В результате скрытые стандарты и правила незнакомой культуры, которые существуют в основе ее ценностей и норм остаются в сознании участников процесса обучения. Благодаря этому методу, порожденное игровым переживанием состояние позволяет участникам познавать формы поведения, ценности и нормы изучаемой культуры, предоставляет возможность глубокого погружения в интересы сторон взаимодействия.

Метод самооценки и метод симуляции

На основе метода самооценки возможно рассмотрение под определенным углом зрения выделенных для изучения типов поведения в процессе межкультурного взаимодействия. Для достижения поставленной цели проводятся структурированные тесты и наблюдения, общественные опросы. По результатам проведенных исследований проводятся обсуждения и аналитические дискуссии, в ходе которых подвергаются осмыслению типы межкультурного поведения, проявляющиеся в межкультурном взаимодействии. В ходе дискуссий могут обсуждаться отдельные стороны практического поведения, различные точки зрения, способности, возможности коммуникативной деятельности.

Метод симуляции позволяет при помощи создания искусственных ситуаций в межкультурном общении предсказывать возможные варианты и результаты развития событий на основе различных аспектов и точек зрения. Создание симулятивных ситуаций следует считать результатом обобщения межкультурного взаимодействия всех сторон процесса на межкультурном уровне.

Перечисленные методы исследования наводят на мысль о том, что возможно акцентирование внимания, как на частных случаях, так и на общих проблемах процесса межкультурной коммуникации, а также возможно сравнение двух и более культур. Предложенные методы позволяют подготавливать представителей различных культур к продуктивным контактам с другими культурами, обучать межкультурной коммуникации, эффективно использовать полученные результаты, на основе понимания добиваться поставленных целей.

Ни в одной культуре нет ни одного лишнего элемента, ни одной лишней детали. Каждый из этих элементов несет свою смысловую нагрузку. Тем же, кто впервые столкнулся с незнакомой культурой, на первый взгляд может показаться, что в ней есть что-то лишнее, бессмысленное или вредное. Однако это говорит лишь о поверхностности восприятия, недопонимании причин устойчивого воспроизведения местного обычая, обряда. Это говорит о том, что в функциональных взаимосвязях этот элемент нами еще не обнаружен.

Дата написания статьи: 18.05.2022
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot