Маркетинговые исследования в связях с общественностью
Маркетинговые исследования в связях с общественностью – это исследования статистического характера, направленные на изучение состояния потребительского рынка (в частности политического рынка) с целью выявления предпочтений потребительской аудитории.
Маркетинговые исследования в PR сфере позволяют укреплять и расширять возможности воздействия на аудиторию путем оказания направленного влияния на восприятие предлагаемой информации в соответствии с общей стратегией и учетом тактических поправок, вносимых в зависимости от сложившихся конкретных ситуаций.
Исследования этого порядка дают широкие возможности для эффективного установления обратной связи, выявления возможных ошибок и недостатков в работе с информацией, способствуют взаимному пониманию сторон, взаимному влиянию, сглаживанию и устранению конфликтных ситуаций, обоюдного недовольства.
Маркетинговые исследования – являются направлением в прикладной социологии, концентрирующимся на статистических исследованиях, на изучении желаний, предпочтений и форм поведения потребителей, а также условий рынка и конкурентов.
Классификация методов маркетинговых исследований и их этапы
Существует множество методов маркетинговых исследований. Методы исследования в области маркетинга классифицируются по следующим признакам:
- в зависимости от места проведения;
- в зависимости от частоты использования исследования;
- в зависимости от степени охвата рынка;
- в зависимости от объекта наблюдения;
- в зависимости от способа получения информации;
- в зависимости от регулярности привлечения аудиторий.
Этапы маркетинговых исследований:
- этап инициации;
- этап разработки;
- этап опытного производства и тестирования;
- этап производства и распространения.
Исследования в области политического маркетинга
Все три сферы политического рынка (рынок государственной власти, рынок политической активности, электоральный рынок) пользуются в своей практике маркетинговыми исследовательскими подходами. В ходе всего электорального процесса самостоятельные кандидаты и политические партии проводят социальные и маркетинговые исследования в рамках электорального рынка.
Для оценки ситуации на рынке партии и кандидаты осуществляют крупные блоки исследований на этапе подготовки к предвыборной кампании. На этом этапе формируется представление от том, каковы основные рыночные тенденции, в чем состоят сильные и слабые стороны конкурентов, каковы особенности и потребности целевых аудиторий, каковы современные тенденции в использовании каналов и инструментов коммуникации. В процессе осуществления предвыборной кампании осуществляется реализация блока исследований, целью которых является получение оперативной информации о том, в какой мере эффективна осуществляемая избранная маркетинговая стратегия, направленная на повышение узнаваемости партии, популяризацию ее бренда, а также определяется эффективность используемых каналов и инструментов маркетинга, конкретных акций.
Для обеспечения прогноза итогов голосования в день, когда проводится голосование, используется специфический исследовательский инструмент exit-poll (так называемые опросы «на входе» и «на выходе»). Осуществление анализа и оценка эффективности проведенной политической кампании реализуются на завершающем этапе, когда уже подведены итоги и официальные результаты голосования известны.
Государственные деятели, государственные структуры, политические партии проводят исследования в сфере политического маркетинга. Причиной тому является необходимость в своей мпопуляризации. В качестве важнейшей цели для органов государственной власти выступает возможность создания образа государства, который был бы привлекательным для внутренней аудитории. Задачами в этом случае ставятся солидаризация общества и формирование гражданской идентичности населения, привлекательность страны для внешних аудиторий в интересах приобретения в сфере международных отношений выгодных позиций.
Все вышеперечисленные цели могут быть достигнуты в тех случаях, когда достигнуты компромиссы во взаимодействии с целевыми группами, когда предполагается, что понимаются их интересы, взгляды, убеждения и потребности. Такого взаимопонимания можно достигнуть во многом благодаря осуществлению исследовательских процедур.
В исследовательские процедуры, которые нацелены на то, чтобы установить взаимное понимание и взаимовыгодное сотрудничество между государством и гражданами, включают исследования в области общественного мнения, касающиеся различных социальных, политических, экономических вопросов. Эти процедуры предполагают изучение таких вопросов, как отношение граждан к органам государственной власти, к политическим персоналиям, их деятельности, предпочтения различных категорий граждан в использовании коммуникационных каналов, определение того, каков уровень информированности граждан в отношении социально значимых вопросов и о деятельности органов государственной власти. Эти исследования могут быть как предварительными, так и промежуточными или итоговыми (оценочными).
К наиболее востребованным на рынке политических исследований следует отнести исследования групп интересов, восприятия деятельности организаций и бренда целевыми аудиториями, предпочтений в инструментах и каналах коммуникации (коммуникационные предпочтения целевых групп).
Методы политического маркетинга используются и при исследованиях международных отношений. Политическая конкуренция предполагает проведение исследований при формировании общих стратегий государства, имиджа, позиционировании институтов и глав на международной арене. Помимо всего прочего, конкуренция между государствами за ресурсы в глобальном масштабе вызывает необходимость в использовании различных маркетинговых инструментов, например, таких как SWOT-анализ, конкурентный анализ.