Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Критерии эффективности массовой коммуникации

Общие сведения об эффективности массовой коммуникации

Эффективность массовой коммуникации есть ни что иное, как отношение полученного результата по отношению к поставленной цели. Об эффективности использования массовой коммуникации можно говорить лишь в случае получения положительного результата.

Критерии эффективности массовой коммуникации, как обусловленного процесса передачи и восприятия информации на уровне определенных групп людей, в условиях межличностного, группового и массового общения на основе использования различных каналов и средств, в первую очередь, указывают на то, в какой степени удачно было оказано необходимое воздействие, и в какой мере достигнута намеченная цель.

Для продуктивного использования массовой коммуникации как средства взаимодействия, необходимо определение и использование некоторых критериев эффективности этого информационного инструмента.

Замечание 1

Средства массовой коммуникации оказывают влияние на различные компоненты сознания человека и его поведения, однако главным остается их воздействие на систему ценностей личности, превращение информации в часть этой системы.

Виды массовой коммуникации

Разновидности коммуникации обычно выделяются на основе числа вовлеченных в нее участников, задействованных для обеспечения процесса коммуникации технических средств, временных интервалов коммуникации и используемых людьми каналов восприятия информации.

Так, по критерию количества людей, включенных в коммуникацию, выделяют такие ее виды как:

  • межличностная коммуникация, осуществляемая между небольшим числом людей и тем самым предоставляющая возможность равноправного диалога;
  • групповая коммуникация, подразделяемая, в свою очередь, на личностно-групповую, осуществляемую между личностью и группой, и межгрупповую, осуществляемую между отдельными группами;
  • массовая коммуникация, осуществляемая посредством специальных технических средств — средств массовой коммуникации, поскольку она предполагает вовлеченность очень больших по численности групп людей, рассредоточенных на обширной территории.
«Критерии эффективности массовой коммуникации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Цели и функции массовой коммуникации

К целям использования массовой коммуникации следует отнести, например, участие в социальном саморегулировании; формирование общественного мнения, способствование существенным изменениям в общественных процессах, определение проблем, их масштабов, возможности и сроков их устранения; социализацию различных групп населения; информирование и сплочение людей, участвующих в разрешении проблем.

К числу функций массовой коммуникации относятся:

  • информационная функция;
  • регулирующая функция;
  • функция социального контроля;
  • функция социализации личности.

Также не следует забывать о важности культурологической функции как возможности приобщения к достижениям мировой культуры и искусства, воспитания в гражданах чувства потребности в сохранении преемственности и сохранении культурного наследия и продолжения традиций.

Немаловажное значение имеет и регулярное информирование населения посредством массовой коммуникации для оперативного решения социально значимых вопросов.

Методы воздействия средств массовой коммуникации

Средства массовой коммуникации располагают возможностями оказания психологического воздействия. В связи с этим следует обозначить методы такого воздействия.

К основным методам воздействия СМИ следует отнести:

  • введение людей в определенные психические состояния, при вовлечении в этот процесс значительных масс населения, т. е. заражение;
  • изменение траектории поведения людей, т. е. осознанное внушение;
  • предложение иногда в ненавязчивой, а иногда и в откровенно навязчивой форме следовать определенным нормам поведения, изменениям в сфере моды, развлечений, отдыха, т. е. подражание.

Критерии эффективности

Критерии эффективности деятельности средств массовой коммуникации можно подразделить на три основные группы:

  • критерии духовного плана;
  • критерии практического плана;
  • численность аудитории.

К эффектам массовой коммуникации следует отнести:

  • когнитивные эффекты – изменение сознания человека и/или социальной группы;
  • поведенческие эффекты – изменение поведения отдельного человека и/или социального коллектива.

В качестве наглядного примера когнитивного эффекта можно привести получение и усвоение новой информации посредством использования средств массовых коммуникаций. Скрытых когнитивных эффектов не сложно добиться, используя, например, навязывание интереса к определенным событиям, явлениям в ущерб другим, сознательно замалчиваемым, отодвигаемым на второй или более отдаленный план, переключение внимания на второстепенные вопросы.

Поведенческие эффекты можно заметить в последствиях целенаправленного воздействия, в результате которого человек совершает определенные действия, совершение которых до этого было невозможно вследствие отсутствия необходимой информации. В этом случае возможно изменение образа мышления, мнения об определенных товарах и услугах, их цене, качестве, об общественных и политических процессах.

Следует отметить и тот факт, что изменения когнитивного и поведенческого характера могут произойти как в полном объеме, так и частично, кроме того они могут не оказать какого-либо воздействия вообще.

Исходя из этого, необходимо отметить, что целенаправленное воздействие на аудиторию может иметь последствия, которые трудно прогнозируемы.

Дата написания статьи: 11.04.2022
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot