Общие сведения об эффективности массовой коммуникации
Эффективность массовой коммуникации есть ни что иное, как отношение полученного результата по отношению к поставленной цели. Об эффективности использования массовой коммуникации можно говорить лишь в случае получения положительного результата.
Критерии эффективности массовой коммуникации, как обусловленного процесса передачи и восприятия информации на уровне определенных групп людей, в условиях межличностного, группового и массового общения на основе использования различных каналов и средств, в первую очередь, указывают на то, в какой степени удачно было оказано необходимое воздействие, и в какой мере достигнута намеченная цель.
Для продуктивного использования массовой коммуникации как средства взаимодействия, необходимо определение и использование некоторых критериев эффективности этого информационного инструмента.
Средства массовой коммуникации оказывают влияние на различные компоненты сознания человека и его поведения, однако главным остается их воздействие на систему ценностей личности, превращение информации в часть этой системы.
Виды массовой коммуникации
Разновидности коммуникации обычно выделяются на основе числа вовлеченных в нее участников, задействованных для обеспечения процесса коммуникации технических средств, временных интервалов коммуникации и используемых людьми каналов восприятия информации.
Так, по критерию количества людей, включенных в коммуникацию, выделяют такие ее виды как:
- межличностная коммуникация, осуществляемая между небольшим числом людей и тем самым предоставляющая возможность равноправного диалога;
- групповая коммуникация, подразделяемая, в свою очередь, на личностно-групповую, осуществляемую между личностью и группой, и межгрупповую, осуществляемую между отдельными группами;
- массовая коммуникация, осуществляемая посредством специальных технических средств — средств массовой коммуникации, поскольку она предполагает вовлеченность очень больших по численности групп людей, рассредоточенных на обширной территории.
Цели и функции массовой коммуникации
К целям использования массовой коммуникации следует отнести, например, участие в социальном саморегулировании; формирование общественного мнения, способствование существенным изменениям в общественных процессах, определение проблем, их масштабов, возможности и сроков их устранения; социализацию различных групп населения; информирование и сплочение людей, участвующих в разрешении проблем.
К числу функций массовой коммуникации относятся:
- информационная функция;
- регулирующая функция;
- функция социального контроля;
- функция социализации личности.
Также не следует забывать о важности культурологической функции как возможности приобщения к достижениям мировой культуры и искусства, воспитания в гражданах чувства потребности в сохранении преемственности и сохранении культурного наследия и продолжения традиций.
Немаловажное значение имеет и регулярное информирование населения посредством массовой коммуникации для оперативного решения социально значимых вопросов.
Методы воздействия средств массовой коммуникации
Средства массовой коммуникации располагают возможностями оказания психологического воздействия. В связи с этим следует обозначить методы такого воздействия.
К основным методам воздействия СМИ следует отнести:
- введение людей в определенные психические состояния, при вовлечении в этот процесс значительных масс населения, т. е. заражение;
- изменение траектории поведения людей, т. е. осознанное внушение;
- предложение иногда в ненавязчивой, а иногда и в откровенно навязчивой форме следовать определенным нормам поведения, изменениям в сфере моды, развлечений, отдыха, т. е. подражание.
Критерии эффективности
Критерии эффективности деятельности средств массовой коммуникации можно подразделить на три основные группы:
- критерии духовного плана;
- критерии практического плана;
- численность аудитории.
К эффектам массовой коммуникации следует отнести:
- когнитивные эффекты – изменение сознания человека и/или социальной группы;
- поведенческие эффекты – изменение поведения отдельного человека и/или социального коллектива.
В качестве наглядного примера когнитивного эффекта можно привести получение и усвоение новой информации посредством использования средств массовых коммуникаций. Скрытых когнитивных эффектов не сложно добиться, используя, например, навязывание интереса к определенным событиям, явлениям в ущерб другим, сознательно замалчиваемым, отодвигаемым на второй или более отдаленный план, переключение внимания на второстепенные вопросы.
Поведенческие эффекты можно заметить в последствиях целенаправленного воздействия, в результате которого человек совершает определенные действия, совершение которых до этого было невозможно вследствие отсутствия необходимой информации. В этом случае возможно изменение образа мышления, мнения об определенных товарах и услугах, их цене, качестве, об общественных и политических процессах.
Следует отметить и тот факт, что изменения когнитивного и поведенческого характера могут произойти как в полном объеме, так и частично, кроме того они могут не оказать какого-либо воздействия вообще.
Исходя из этого, необходимо отметить, что целенаправленное воздействие на аудиторию может иметь последствия, которые трудно прогнозируемы.