Кинематограф как средство коммуникации
Кинематограф как средство коммуникации обладает такими же функциями массовой коммуникации (воспитательной, развлекательной, информационной, коммуникативной, организующей поведение людей), что и печать, радио и телевидение.
Занимая особое место среди средств массовой коммуникации, кинематограф оказывает сильное эмоциональное воздействие на зрителей, подчиняет себе зрительское восприятие, развивая, и изменяя направление массового сознания, формирует представление о времени, общественных идеалах, формирует вкусы и интересы публики, при помощи визуальных средств подобно зеркалу, во всем многообразии отражает окружающий мир.
Кинематограф – это сфера деятельности, основанная на создании и демонстрации движущихся изображений.
Функции кинематографа:
- воспитательная;
- развлекательная;
- информационная;
- коммуникативная;
- организация поведения людей.
Кино как искусство
Кино как искусство является одним из видов изобразительного искусства, чьи произведения создаются с помощью движущихся изображений.
Погружаясь в экранную реальность, зрители невольно становятся участниками показываемых событий, сюжетных поворотов, идентифицируют себя с киногероями.
Настоящие произведения киноискусства обладают настолько мощной силой воздействия, что иногда полностью овладевают зрительским восприятием, создавая на основе киноматериала духовное единение людей, объединяя их на основе общих взглядов, убеждений и вкусов.
Кинематографические шедевры глубоко проникают в сознание людей, оставаясь в их памяти на долгие годы, иногда на всю жизнь, полученное однажды впечатление и мнение о просмотренном фильме передается следующим поколениям зрителей, оставаясь в их сознании, как нечто ценное, необходимое, с потерей чего, жизнь станет более бедной, тусклой и скучной.
Происходящее на экране трансформирует их взгляды, стиль поведения, внешний облик, поступки, отношение к действительности, времени, историческим событиям, политическим и экономическим системам, меняет стиль и смысл взаимодействия с другими людьми.
Сопереживая экранным героям в стенах зрительных залов кинотеатров (театров без сцены), сидящие рядом знакомые и незнакомые люди, объединенные внезапно возникшими коллективными эмоциями, увлеченные сюжетной линией, переживают, тревожатся, страдают, негодуют и радуются вместе с героями фильмов, унося пережитое с собой, продолжают обсуждать увиденное, делиться впечатлениями вне стен кинозала.
Из всех известных видов искусства, кинематограф является самым массовым, доступным, демократичным, занимает уникальное место в современном мире и в жизни практически каждого человека. Кино оказывает заметное влияние на общество, поскольку формирует сознание и мировоззрение кинозрителя, воздействуя на его духовную и эмоциональную сферы.
Советский кинематограф
Общие причины зрительского успеха (признаваемые зрителями и критикой) лучших творений советского кинематографа заключаются в следующих аспектах:
- наличие колоссального интеллектуального багажа создателей фильмов (высочайшее качество, профессионализм режиссуры, сценарной и операторской работы);
- высокие художественные задачи;
- глубокая проработка материала;
- тщательный подбор высококвалифицированных и талантливых исполнителей;
- привлечение значительного числа экспертов.
Основными движущими мотивами в профессиональной деятельности для выдающихся деятелей советского кино были служение искусству, высоким идеалам, служение народу.
Высокий уровень советского киноискусства во многом стал одной из причин становления и развития советской экономики, общественных отношений, прочного, независимого политического положения СССР на международной арене. Идеологическая составляющая советского кино являлась одной из причин успеха советского общества во всех областях деятельности, вдохновляющей и консолидирующей базой созидательного труда.
Стоит перечислить хотя бы некоторые имена из длинного списка мастеров советского киноискусства и упомянуть хотя бы часть из их известных работ:
- А. П. Довженко («Щорс» 1939 г.),
- С. М. Эйзенштейн («Александр Невский» 1938 г., «Иван Грозный» 1-я серия 1944 г., 2-я серия 1945 г., в прокате с 1958 г.),
- Г. В. Александров («Веселые ребята» 1934 г., «Волга-Волга» 1938 г., «Светлый путь» 1940 г., «Весна» 1947),
- Братья Васильевы (творческий псевдоним Г.Н. Васильева и С.Д. Васильева) («Чапаев» 1934 г.),
- В. М. Петров («Петр Первый» 1937-1938 гг., «Кутузов» 1943 г.),
- С. В. Герасимов («Молодая гвардия» 1948 г., «Тихий Дон» 1958 г., «Журналист» 1967 г.),
- С. Ф. Бондарчук («Судьба человека» 1959 г., «Война и мир» 1961-1967 гг.),
- Т. М. Лиознова («Три тополя на Плющихе» 1967 г.).
Воспитательные возможности кино
Советское кино воспитывало в своих зрителях такие качества как патриотизм, чувство собственного достоинства, честь, верность, порядочность, отзывчивость, доброту, товарищество, чувство справедливости, благородство.
Необходимо использовать достижения советского кино в повседневной практике образовательных учреждений.
Причины развала СССР – упущения в идеологической работе с населением, недостаточное внимание к развитию социальной сферы, в частности недостаточное обеспечение населения товарами народного потребления, продукцией легкой промышленности, на фоне общего роста отечественного производства в других областях.
Упущения в идеологической составляющей обернулись недовольством населения, и на этом негативном фоне приходу к власти людей, далеких от социалистических идеалов, что обернулось проникновением в отечественный кинематограф стяжания, алчности, пошлости, цинизма, бессердечия, традиционно неприемлемыми для народов России качествами.
Индивидуалистическая, потребительская зараза проникла в советский кинематограф, постепенно стирая грань между дозволенным поведением в обществе и недозволенным. Киноэкраны заполнили картины низкого качества, откровенно бездарные киноподелки, пришло время навязывания пошлой вкусовщины под прикрытием креативности, наглого расхищения кинобюджетов.
Смена поколений, уход из жизни выдающихся деятелей кино открыли путь к процветанию кумовства, потребительства, откровенного глумления над общественными идеалами, бесцеремонного попрания традиционных культурных ценностей, сложившихся веками национальных и общегосударственных традиций, бездумному поклонению так называемому «западу».