История связей с общественностью
История связей с общественностью – это описанная в различных работах исследователей история возникновения и развития связей с общественностью, в результате систематизации собранных данных по этой тематике и подвергнутая периодизации, в соответствии с выявленными отличительными качествами, характеризующими каждый из этапов развития коммуникационных процессов.
Этапы развития связей с общественностью имеют несколько вариантов периодизации, в частности это можно наблюдать в отношении связей с общественностью в российской истории.
На примере российской истории связей с общественностью можно наглядно убедиться (несмотря на некоторые различия в трактовках разных специалистов, занимавшихся изучением этой проблематики) в том, каково принципиальное различие между обозначенными этапами развития, чем характеризуется каждый из этих этапов и каковы возможные тенденции дальнейшего развития.
Одновременно с этим уместным и полезным может оказаться сравнительный анализ развития отечественных связей с общественностью с аналогичными описанными процессами и их периодизацией в отношении зарубежной практики, выявления схожих элементов и характеристик, используемых информационных инструментов.
Опыт комбинирования этих инструментов, сложившихся практик использования связей с общественностью, учета допущенных в прошлом ошибок, особенностей использования современных для каждого этапа коммуникационных техник и технологий, во многом в качестве основы взаимодействия внутри общества, может способствовать развитию новых форм общественного взаимодействия с опорой на собственные традиции с использованием заимствованного опыта.
Историческая ретроспектива
Такое вполне обыденное явление (основанное на взаимодействии людей) как связи с общественностью, известно с древнейших времен. Человечество располагает несметным число исторических фактов, свидетельствующих о существовании связей с общественностью, имевших место в античные времена и предшествующие им эпохи, в средние века, во времена эпохи Возрождения, в так называемый «галантный век», в эпоху Просвещения (и великих революций), в индустриальную эпоху.
Несмотря на разночтения в периодизации исследователями были замечены и выделены характерных для этих эпох особенности и схожие характерные черты.
Один из общих вариантов периодизации истории развития связей с общественностью и характерные черты каждого этапа
Выделяют четыре периода эволюции связей с общественностью:
- первый период – от протопиара до семнадцатого века (распространяется также на современные авторитарные и тоталитарные режимы);
- второй период - промышленный переворот девятнадцатого века – индустриальное общество;
- третий период, стартовавший в начале двадцатого века;
- четвертый период, характеризуемый появлением регулируемого бизнеса.
Первый период характеризуется использованием пропаганды, манипуляций и паблисити, когда для давления на общественность, привлечения ее внимания в ход идут любые средства, а потребитель воспринимается в качестве жертвы. Этот период характеризуется также игнорированием этических аспектов, исключением объективности и правдивости информации как обязательных условий, а также использованием средств массовой информации как главных проводников связей с общественностью.
Второй период характеризуется общественной осведомленностью и информированием общественности, основанных на использовании публикаций в корпоративных изданиях, содержащих имиджевые материалы, как результат функционирования специфических форм журналистики. Этот период характеризуется распространением информации на основе регулярной работы со средствами массовой информации, когда распространяется лишь информация позитивного характера, негативные же события и факты намеренно замалчиваются, при этом распространяемая информация отличается правдивостью и точностью. Кроме того, в этот период не предполагалось исследования обратной связи, и использовалась технология «журналист на фирме» (journalists-in-residence).
Третий период характеризуется использованием двусторонней асимметричной коммуникации, когда исследовательские методы используются для того, чтобы наладить диалог, основаны на выявлении той информации, которая может вызвать в общественности положительную реакцию. Асимметричность результата заключается в том, что в данном случае в выигрыше оказывается не общественность, а только организация. Кроме того, организацией преследуется цель получения выгоды, по этой причине воздействие информации в рамках связей с общественностью отличаются прагматизмом.
Четвертый период характеризуется использованием двусторонней симметричной коммуникации, этап, на котором произошло окончательное осознание (субъектом пиар-деятельности) необходимости учета взаимопонимания и взаимовлияния организации и общественной среды. В период, характеризующийся возникновением симметричности, происходит изменение в структуре связей с общественностью и происходит перенаправление в сторону достижения взаимной пользу, как для общественности, так и для организации, происходит трансформация профессиональных функций специалистов в области связей с общественностью (рекламных и журналистских) в сторону исследований консультаций.
Этот период характеризуется также переменами, как в поведении организации, так и общественности, изменением взглядов, разрешением конфликтных ситуаций, проведением переговоров, заключением договорных обязательств. На этом этапе возникает идеологичность, законченность, которая выражается прямом воздействии технологий по связям с общественностью на проблемы социального характера, а также экономические показатели. Возникает новый способ взаимодействия между средой и организацией, основу которого составляет партнерство, в связи с этим возникает следующая схема взаимоотношений между сторонами, когда одной стороной взаимодействия являются партнеры по бизнесу, с другой – покупатели, потребители и клиенты.
Периодизация истории развития PR в российском обществе
Известны несколько вариантов периодизации российской истории связей с общественностью. Некоторые из них включают в себя два этапа, другие – три, четыре. Позволим себе остановиться лишь на одном варианте, который может стать наглядной иллюстрацией к изучению вопроса.
Четыре периода российских связей с общественностью:
- первый (1985-1991 гг.);
- второй (1991-1995 гг.);
- третий (1996-2000 гг.);
- четвертый (2000-2005 гг.).
Первый период относится к эпохе перестройки, характеризуется осознанием несоответствия новым отношениям в обществе старой модели коммуникации и появлением первых PR-агентств. Второй период можно охарактеризовать развитием столичных связей с общественностью и началом преподавания в ряде высших учебных заведениях страны предмета «Связи с общественностью».
Третий период можно охарактеризовать формированием в стране связей с общественностью мозаичного характера (наличием связей с общественностью в одних местах и отсутствием в других), а также появлением PR в регионах.
Четвертый период можно охарактеризовать переходом к массовой профильной профессиональной подготовке специалистов в связи с развитием связей с общественностью, как в центре, так и в регионах.