Информационные ресурсы в органах власти
Информационные ресурсы в органах власти – это информация, централизованно формируемая и содержащаяся в документах органов государственной власти федерального и регионального уровня, также представленная в недокументированной форме в виде знаний, носителями которых являются специалисты.
Информация, используемая для осуществления целей государственного управления находится на хранении в архивах, банках данных, и других информационных системах на бумажных, электронных и других носителях.
Целью создания информационных ресурсов в органах власти, является обеспечение принятия управленческих решений в системе государственного управления страной, на основе информации содержащейся в регистрах, а также выявление проблем и обеспечение нормального протекания социально-экономических процессов.
Классификация информационных ресурсов
По признаку формы представления или фиксации информации информационные ресурсы разделяются на два вида:
- документированные;
- недокументированные (индивидуальные и коллективные знания специалистов).
Документированные информационные ресурсы по признаку закрепления информации разделяются на: текстовые (письменные), графические (чертежи, схемы, графики, карты, диаграммы, картины), фото-, аудио (аудиокассеты), видео (кинофильмы, слайды) и электронные документы.
По признаку подлинности документы подразделяются на документы-оригиналы и копированные документы (ксерокопии, фотокопии, микрофильмы).
По признаку способа фиксации информации документированные информационные ресурсы можно подразделить на два класса: зафиксированные и хранящиеся на различного типа материальных носителях (бумага, фотопленка, кинопленка, магнитная лента) и преобразованные и зафиксированные в электронном виде (память компьютера, компакт-диск, флеш-накопитель).
Тенденции, наблюдаемые при формировании и использовании информационных ресурсов органов власти
В связи с накоплением значительных объемов информационных ресурсов в органах государственной власти федерального и регионального уровней выявлены следующие характерные тенденции их накопления и использования:
- наблюдается повышение требований к информационной «прозрачности» действий органов власти;
- для вскрытия причинно-следственных связей явлений и прогнозирования ситуаций, а также выработки вариантов решений, их оценки и контроля исполнения принятых решений недостаточно только сбора информации, эффективные управленческие решения могут приниматься только при использовании оперативно функционирующего аналитического аппарата;
- своевременная, объективная и достоверная информация о реальном состоянии дел на предприятиях, в городах, регионах, в подведомственных и смежных отраслях необходима органам государственного управления в увеличенных объемах;
- наблюдается интенсивное развитие и внедрение современных информационных технологий в работу органов государственного управления.
Информационные ресурсы, централизованно формируемые для использования в органах власти
Для достижения обозначенной цели необходимо решить проблемы консолидации информационных ресурсов органов власти. На примере Российской Федерации наблюдается разобщенность массивов информации по различным ведомствам, отсутствие совместного использования, оторванность результатов и их решений друг от друга для использования в качество основы для решения социально-экономических проблем.
Частое дублирование при сборе информации, тематическая близость баз данных которые, используют органы государственного управления, ведет к увеличению затрат. Коллективные информационные ресурсы имеют незначительный удельный вес в составе совокупного ресурса, так как большая часть данных дублируется на автономных персональных компьютерах или в ЛВС, то есть локальных вычислительных сетях.
Государственные регистры и кадастры
Государственные регистры и кадастры являются важной частью системы государственных информационных ресурсов.
Под государственным регистром понимают государственный информационный ресурс, используемый в оперативном режиме на межведомственном уровне для обеспечения сохранности и возможности актуализации ключевых информационных объектов.
Регистры обеспечивают совместный и одновременный доступ к информации на межведомственном уровне, используются в качестве источника данных об объектах государственного управления, созданных на основе единой методики сбора, стандартов, обработки и использования информации.
Создание регистров предусматривает решение следующих задач:
- снятие излишних барьеров административного порядка, предоставление прямого доступа к информационным услугам и взаимодействие органов государственной власти с организациями и гражданами, на межведомственном уровне, изменение организационной модели информационного обмена;
- на основе общих каталогов, словарей, справочников, классификаторов и систем кодификации, объединенных едиными требованиями к организации учета и хранения данных создание информационных ресурсов различных органов государственной власти.
В качестве примеров регистров можно привести такие документы, как: единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО).
В качестве примеров кадастров можно привести такие документы, как:
- кадастр объектов градостроительной деятельности, который содержит информацию о характеристиках недвижимости, ее владельцах, способах ее использования;
- государственный земельный кадастр, который содержит информацию о характеристиках земельных участков, владельцах, способах их использования;
- комплекс государственных кадастров природных ресурсов, включающий кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых, водный кадастр, лесной кадастр и кадастр природоохраняемых территорий. Эти кадастры содержат информацию обо всех аспектах, характеризующих природные ресурсы, владельцах лицензий на их использование, а также фиксируют способы их использования.
В настоящее время принимаются меры по дальнейшему упорядочиванию российских информационных ресурсов, предназначенных для использования органами государственного управления, созданию единого перечня видов информации, условий доступа к ним, нормативная база, установление мер ответственности за нарушение режимов доступа.
Размещение информации в сети Интернет наиболее перспективный путь для преодоления технологических препятствий к доступу внешних пользователей к значимой информации, содержащейся в накопленных информационных ресурсах органов государственного управления.
Постепенное, все более глубокое внедрение информационных технологий во все сферы жизни государства и регионов неизбежно ведет к созданию, так называемого «Электронного правительства». Запуск системы «Электронное правительство» позволяет наиболее полно осуществлять развитие в области государственного управления.
Как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровне, обеспечивая равный доступ к наиболее полным источникам данных, такая платформа выступает в качестве связующего информационного звена единой информационной системы.