Сущность и предмет имиджмейкинга
Имиджмейкинг – это тип деятельности, которая направлена на формирование и управление имиджем объекта
Имиджмейкер – специалист, профессионально занимающийся созданием или изменением имиджа предмета, явления или человека, деятельность которого является неотъемлемым элементом процесса имиджирования.
Предметом имиджмейкинга является формируемое заново или подвергаемое неким изменениям мнение людей о том или ином объекте.
Например, в случае формирования имиджа кандидата в депутаты мнение о нем, сформировавшееся у социальной группы людей, будет фактически его имиджем и одновременно предметом имиджмейкинга.
Объекты имиджмейкинга
Основными объектами деятельности имиджмейкера и имиджмейкинга являются:
- прототип, чей имидж формируется (человек, предмет, явление);
- аудитория имиджа (будущие «носители» мнения о прототипе имиджа), иногда – лидер мнения, а также ближайшее окружение клиента.
Прототипом имиджа следует считать любой объект, имидж которого необходимо сформировать. Речь при этом может идти не только о человеке, но также и об организации или предмете. Одним из объектов имиджмейкинга как раз и является прототип имиджа. Первоначальный образец или прообраз, представляющий в будущем что-либо, или кого-либо является интерпретацией термина «прототип имиджа» в русском языке.
В практике имиджмейкинга нередко используется вместо термина «прототип» имиджа - «клиент» имиджа. Термином «клиент» обозначают наряду с людьми и предметы, поскольку формируется и их имидж тоже. Одним словом, прототип имиджа является одним из объектов имиджмейкинга.
Под аудиторией имиджа следует понимать группу людей, у которых имеется конкретное мнение об объекте (системе, предмете, политике), сформировавшееся либо в результате непосредственного восприятия полученных характеристик объекта, либо из косвенных источников (от других людей).
В случае, когда у определенной группы мнение об объекте имиджмейкинга (организации, товаре или человеке) находится в процессе формирования, такая группа также может быть отнесена к категории, обозначаемой, как «аудитория имиджа».
Таким образом, наряду с прототипом имиджа, аудитория имиджа также является объектом имиджмейкинга.
В используемой имиджелогией терминологии можно часто встретить словосочетание – «объект имиджа». Объект имиджа в прямом его смысле необходимо рассматривать в двух ипостасях:
- первичная группа;
- вторичная группа.
К первичной группе относят те группы людей, в представлении которых сформировался определенный образ предмета (например, какой-либо марки дорогостоящей бытовой техники). Эта группа состоятельных покупателей составила некоторое мнение об этом товаре, выработала определенное отношение к нему, к его качеству, сроку эксплуатации, определив его как хороший товар, таким образом, создав о нем определенное мнение. В этом случае можно смело утверждать, что товар обладает неким, сформированным имиджем с точки зрения группы потребителей.
Однако следует отметить тот факт, что товар, обладая определенным имиджем, способен сам формировать социальную группу, потребляющую его в качестве «аудитории имиджа», поскольку товар был создан для этой группы потребителей.
Необходимо также остановиться на одной детали в определении назначения имиджа товара, а именно, на том факте, что «аудиторией имиджа» здесь является потребляющая его социальная группа, на которую был направлен созданный ранее имидж товара.
Однако в качестве оцененного образа имидж создавался у аудитории, а не для аудитории. В случае приобретения дорогостоящего товара, чей имидж сформирован состоятельными покупателями, этот имидж может оказать влияние и на другие социальные группы потребителей, с более низкими доходами в части приобретения высококачественного товара, обладающего благоприятным имиджем.
Группа потребителей, сформировавших в результате приобретения и использования товара его благоприятный имидж, в таком случае должна быть отнесена к первичной группе, поскольку у других социальных групп, располагающих меньшими доходами и возможностями приобретения отсутствует имидж вышеупомянутого в качестве примера товара.
Группа, обладающая сформированным имиджем товара, может оказывать влияние на другие социальные группы, постепенно формируя у них интерес к этому, ранее незнакомому для них продукту потребления. Получая информацию от более состоятельных и информированных покупателей, другие группы невольно начинают воспринимать информацию о незнакомом им ранее товаре аналогичное мнение, поскольку высокое качество товара оказывает в этом случае неоценимую услугу потребителям во мнении о нем.
В этом случае следует говорить о влиянии первичной группы на другие. Таким образом, можно говорить о влиянии первой группы на другие и формировании у них мнения о товаре. Эти другие группы, подверженные влиянию первых следует отнести к вторичной группе.
Отнесенные к вторичной группе люди могут считаться не чем иным, как объектом имиджа или объектом воздействия имиджа, объектом воздействия на них имиджа, который был сформирован ранее у других людей.
Группа людей, относимая к первичной группе, отличается от вторичной группы тем, что на нее оказывал воздействие не имидж предмета, а непосредственно сам предмет (товар). Таким образом, в этом случае первичная группа является аудиторией имиджа или объектом имиджмейкинга. Однако следует отметить, что в случае, когда на первичную группу оказывает влияние имиджмейкер, возможно, хотя бы только условно эта группа может считаться объектом имиджа.