Общие сведения об имиджелогии
Имиджелогия - это универсальная теоретическая и прикладная дисциплина, изучающая психологические закономерности возникновения положительного впечатления и доверительного, доброжелательного отношения между взаимодействующими субъектами.
Имиджелогию, как научное направление следует понимать как комплексную дисциплину, имеющую практическую основу, возникшую на стыке нескольких дисциплин и использующую результаты исследований в области целого ряда таких наук, как социология, культурология, социальная психология, экономика.
В обществе высок спрос на овладение знаниями об эффективных средствах самопрезентации личности с целью преодоления межличностных и профессиональных проблем, чем и определяется актуальность имиджелогии.
Целью имиджелогии является преобразование имиджа в профессиональную деятельность.
Имиджелогия занимается изучением имиджа.
И́мидж (от англ. image [ˈɪmɪdʒ] — «образ», «изображение», «отражение») — это совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом.
С помощью рекламы, пиара, пропаганды и даже откровенной лжи создается определенный имидж, целью формирования которого является внедрение в массовое восприятие определенного впечатления и отношения к объекту.
Имидж может содержать как реально существующие свойства объекта, так и вымышленные, приписываемые ему.
Процесс по созданию имиджа называется имиджированием.
Объектом имиджелогии являются, как общественные формирования, так и пространство социального общения в которых принимает участие конкретная личность.
Предметом имиджелогии следует считать состоящую из разнообразных средств выражения человеческих преимуществ и достоинств реальную конструкцию или проектируемую (виртуальную).
Функции имиджа
Функции имиджа, признанные современной российской имиджелогией:
Ценностные функции имиджа:
- возвышение личности (создание раскованной в проявлении лучших качеств, социально востребованной личности, обладающей ореолом привлекательности);
- создание комфорта в межличностных отношениях (привнесение в общение людей нравственной меры, такта и терпимости, когда обаяние добавляет общению ощущения доброжелательности и симпатии);
- психотерапевтический эффект (обретение личностью уверенности в себе, устойчивого жизнеутверждающего настроения, основанных на осознании своей повышенной коммуникабельности и индивидуальной незаурядности).
Технологические функции имиджа*:
- межличностная адаптация (оперативное установление доброжелательных отношений, быстрое вхождение в определенную социальную среду, привлечение к себе внимания благодаря правильно избранному);
- высвечивание лучших личностно-деловых качеств (представление наиболее привлекательных качеств, вызывающие доброе расположение духа или вызывающие симпатию благодаря благоприятному имиджу);
- затенение негативных личностных характеристик (отвлечение внимания людей от недостатков, которые присущи человеку профессионально используя такие средства, как одежда, прическа, аксессуары, макияж);
- организация внимания (создание психологической притягательности к тому, кто говорит или что-либо представляет, невольно привлекая к себе людей в процессе устанавливаемого контакта благодаря удачно разработанному имиджу).
- преодоления возрастных рубежей (удачный выбор модели поведения, который позволяет не сковывать себя «комплексом» своего возраста, комфортно чувствовать себя при общении с людьми разного профессионального статуса и социального положения, обладая искусством самопрезентации).
Говоря о ценностных функциях имиджа, следует отметить тот факт, что наиболее заметно проявляются черты внутреннего мира человека благодаря удачно проведенному мероприятию по имиджированию, что свидетельствует о его значении в создании личности, обладающей здоровой душевной организацией.
Области имиджелогии
В настоящее время можно выделить следующие области имиджелогии:
- имиджелогия личности (работники науки, искусства, студенты, военные, руководители организаций, политические и общественные деятели);
- имиджелогия общественных структур, ячеек общества (общественная организация, партия, семья, этнос);
- имиджелогия корпораций (банки, фонды, предприятия);
- имиджелогия территорий (ареал, регион, государство);
- имиджелогия товара, предмета, услуги (предметные и системные качества);
- имиджелогия сфер общества (наука, литература культура, искусство);
- имиджелогия идеальных структур (торговая марка, бренд, религия).
Одной из самых главных проблем современности является наступление на национальные государства глобальных структур, претендующих на подавляющее превосходство во всех сферах жизни. Претензии на всемирное и бесконтрольное господство предполагают уничтожение семейных ценностей, педагогической этики и традиционной морали.
Столь чудовищные намерения наднациональных структур заставляют задуматься о сохранении этих жизненно важных составляющих.
Ответом на возможные последствия этих угроз выступает создание положительного имиджа традиционной семьи, повышение роли и статуса педагогических работников.
Имиджелогия семьи может оказать в этом направлении неоценимую поддержку родителям, заинтересованным в создании положительного имиджа их семей. Сильнейшее воздействие на детскую психику оказывает личный пример родителей и педагогов.
Следует также обратить внимание на такие категории, как педагогическая этика, которая определяет профессиональный педагогический долг, профессиональную честь и совесть, педагогическую справедливость в отношении учащихся.
Во все времена общество нуждалось в идеалах. Обаяние идеала связано с неповторимой самобытностью личности, ее привлекательными внешними признаками, складом ума, воспитанностью, почтительностью, вкусом в одежде, элегантностью манер, гармоничном сочетании внешнего эстетического проявления с глубоким духовным содержанием.
В народном сознании тема индивидуального имиджа отражена в произведениях классиков литературы, афоризмах и поговорках:
«Встречают по одежке, провожают по уму» (народная пословица).