Эволюция социальной коммуникации
Эволюция социальной коммуникации – это изменения, происходящие в социальной коммуникации, как череда этапов развития. Каждый этап отличается от предыдущего или последующего наличием характерных черт, свидетельствующих о качественных изменениях, которые дают пользователям различные возможности для взаимодействия в зависимости от уровня имеющихся технологий. Каждый следующий этап характерен изменением спектра возможностей, расширением его, объединением старых и недавно возникших в единый комплекс информационных возможностей.
Социальная коммуникация является движением смыслов, которое происходит в пространстве и социальном времени. Оно возможно лишь между субъектами, которые вовлечены в социальную сферу, по каковой причине обязательным условием является наличие как коммуникантов, так и реципиентов. Смыслы, находящиеся в движении в пространстве и социальном времени, переходящие от комуникантов к реципиентам являются знаниями, умениями, стимулами и эмоциями.
Система социальных отношений, возникающая между людьми, представляет интуитивно ощущаемое ими социальное пространство. Течение социальной жизни, которое зависит от степени интенсивности, с которой происходят социальные изменения можно назвать социальным временем. Социальные отношения отличаются разнообразием и весьма многочисленны (например, возникают между родственниками, сослуживцами, соседями, в результате случайных знакомств). Это обстоятельство объясняет многомерность социального пространства.
Для перехода к рассмотрению эволюции, которую постоянно претерпевает социальная коммуникация необходимо ознакомиться с ее типами.
Типы коммуникации
Следует выделить следующие типы коммуникации (то есть целесообразного и опосредованного) взаимодействия субъектов:
- материальная коммуникация (энергетическая, транспортная, эпидемии, миграция населения);
- генетическая коммуникация (видовая, биологическая);
- психическая коммуникация (автокоммуникация, внутриличностная);
- социальная (общественная).
Генетическая, психическая и социальная коммуникации считаются смысловыми коммуникациями, поскольку передаваемым сообщением в них является не вещь, данная в ощущениях или вещественное свойство, а смысл, постигаемый умозрительно.
При этом наблюдается соблюдение следующего закона коммуникации: сообщения, преданные с помощью смысловых коммуникаций, во всех случаях обладают идеальным (духовным) содержанием, к тому же, как правило, хотя и не всегда они обладают материальной, чувственно воспринимаемой формой.
Например, телепатия или подражание являются социально-коммуникационными актами, которые не имеют материальной формы. Необходимо обращать внимание на тот момент, что все перечисленные виды коммуникации, являющиеся смысловыми, имеют взаимосвязь, которая устанавливается через человека (личность), являющегося субъектом социальной коммуникации.
Генетическая коммуникация позволяет получать характерные для хомо сапиенс свойства, предпосылки речевой и мыслительной деятельности анатомического и нейрофизиологического характера. В отсутствие этих предпосылок была бы невозможна как социальная, так и внутриличностная коммуникация. Можно не опасаясь утверждать, что наследственность является для человека некой базой для осуществления социальной коммуникации. В процессе интеллектуального формирования людей в социальной среде возникает внутриличностная коммуникация (или автокоммуникация).
Автокоммуникацию считают интериоризированной социальной коммуникацией, с помощью которой взрослому человеку доступно умение придавать своим мыслям, чувствам и желаниям коммуникабельность формы, становиться как коммуникантом, так и реципиентом по отношению к осмысленным внешним сообщениям. Необходимо заметить, что внутренняя речь может выполнять две функции: в первом случае это функция некоторого полуфабриката в отношении внешних высказываний, когда смысл высказанного окончательно будет оформлен в высказанном слове; во втором случае это функция особого канала коммуникации, который обращен к так называемой самости личности (ее внутреннему голосу).
В процессе восприятия произведений искусства приходит в активность скрытый диалог с сами собой, когда необходимо не только осмыслить получаемую информацию в виде сообщения о чем-либо, но и пережить ее как личный опыт.
Таким образом, социальная коммуникация находятся в неразрывной связи со смысловыми коммуникациями (генетической и психологической), которые являются для нее необходимыми предпосылками, одновременно с этим в определяющей степени оказывает воздействие на процесс становления и формирования этих предпосылок.
Этапы эволюции социальной коммуникации
Этапы эволюции социальной коммуникации:
- археокультурная словесность;
- палеокультурная книжность;
- мануфактурная неокультурная книжность;
- индустриальная неокультурная книжность;
- мультимедийная коммуникационная культура.
Первый этап представляет собой первобытнообщинную коммуникационную систему, когда члены общины являются одновременно и коммуникантами и реципиентами, при использовании четырех исходных каналом для того, чтобы передавать смысловые сообщения.
Коммуникационных служб в то время не было совсем. При объяснении происхождения письма историки не единодушны, многие склоняются к версии однолинейной эволюции, то есть сначала появилось предметное письмо, которое дошло до пиктограмм, и лишь на их базе появилось иероглифическое, затем слоговое и последним буквенно-фонетическое, которое было принято многими народами.
Палеокультурная книжность представляет собой первое поколение книжности, когда в качестве книг использовались свитки, изготовленные из папируса, со временем (со II века до нашей эры) появился пергамент. Второе поколение книжности представлено мануфактурной книгой (середина XV века).
В девятнадцатом веке, который можно назвать эпохой торжества капитализма, в странах западной Европы возникли три явления, которые весьма важны для социальной коммуникации:
- происходит резкое увеличение производственных мощностей и производительности труда благодаря осуществлению индустриализации материального производства;
- происходит рождение наций, которые являясь многомиллионными полиэтническими сообществами, нуждающихся в объединении;
- происходит значительный рост образованности и просвещенности среди городского населения, который интересуется новыми для него знаниями, информацией, становится активным потребителем индустрии развлечений.
Современный этап эволюции можно назвать периодом бифуркации, когда машинная полиграфия во многом уступила место мультимедийным каналам. Однако электромеханические или радиоэлектронные средства не смогут вытеснить культуру книжной коммуникации, поскольку базовые культурные смыслы фиксируются, а также передаются и хранятся в документальной форме.
Появившиеся в недавнее время средства коммуникации могут лишь дополнять информацию, содержащуюся в книгах, не заменяя ее, а предлагая дополнительный формат для использования. Книги по-прежнему представляют для всех, кто ими интересуется богатый источник вдохновения, который не могут предоставить технические устройства. Самые совершенные технические устройства не могут соперничать с уникальной эстетикой печатной книги, в которой помимо всего прочего невозможны искажения текста, которые могут возникнуть на электронных устройствах.