Эволюция электронного правительства в контексте развития информационного общества
Эволюция электронного правительства в контексте развития информационного общества происходит по причине формирования культуры информационной эпохи, поскольку широкое использование Интернет-технологий при взаимодействии населения и органов власти невозможно без внедрения корпоративной информационной системы национального масштаба, которая приводит к изменениям в отношениях властных структур и граждан (такова суть любого из проектов электронного правительства). Система электронного правительства обеспечивает интерактивное взаимодействие при помощи Интернета граждан и государства, создавая таким образом новую модель государственного управления, которая обеспечивает преобразование отношений, возникающих между гражданами и властными структурами.
Электронное правительство – концепция, реализуемая в любом государстве, суть которой состоит во внедрении корпоративной информационной системы в национальном масштабе. Расширение использования во всем мире информационных технологий, в частности в системе государственного управления определило появление новых понятий, в частности, понятия «электронное правительство». С помощью электронного правительства можно вывести взаимоотношения, возникающие между властью и гражданами, на принципиально новый уровень.
История концепции «электронного правительства»
Об «электронном правительстве» впервые заговорили в 1991 году, хотя сами идеи о перестройке государственного управления возникли еще в середине восьмидесятых годов двадцатого века. Понятию «электронное правительство» предшествовало другое понятие – «теледемократия» (конец шестидесятых – начало семидесятых годов двадцатого века). В конце девяностых годов европейской комиссией была принята программа «Электронная Европа».
Концепция «электронного правительства» имеет тесную связь с «революцией сверху», которая происходит в системе государственного управления: не случайно это понятие впервые появилось в документах органов государственного управления. Резкий всплеск интереса к «электронному правительству» произошел во всем мире 2005 году.
Следует отметить, что российские нормативные акты содержали термин «электронное правительство» уже в 2000 году.
Переход от так называемого классического правительства к электронному правительству включает в себя три этапа:
- Обеспечение публичности.
- Обеспечение участия.
- Обеспечение онлайн-транзакций.
Публичность подразумевает, что государственные учреждения публикуют документы и необходимую информацию в электронном виде, поскольку в современных условиях поиск актуальной информации происходит гораздо быстрее и удобнее в Интернете.
Участие должно быть обеспечено онлайн взаимодействием G2C, G2B, G2G. Взаимодействие обеспечивает актуальной информацией и предоставляет возможность компетентных консультаций.
Онлайн-транзакции являются взаимодействием через транзакции, открывающим возможность для эффективного пользования государственными услугами с использованием безопасных и проверенных платежных систем (возможность оплаты услуг ЖКХ, государственных пошлин, штрафов и т. д.).
Эволюция понятия
В ходе анализа докладов, которые были сделаны в течение последних десяти лет, было выяснено, что реальное внедрение в жизнь концепции «электронного правительства» привело к постоянному углублению и эволюционированию этого понятия.
Внедрение «электронного правительства», начавшееся с «интернет-сайтов» и продолжившееся оказанием информационных услуг населению, постепенно перерастает в глобальное преобразование, изменяющее всю систему государственного управления.
Постепенно понятие усложнилось настолько, что специалисты стали обнаруживать в нем внутренние противоречия, а также нестыковки реального осуществления программ (в разных странах мира) «электронного правительства» со сформулированными ранее теоретическими положениями.
В связи с этим появляются настойчивые попытки или подвергнуть анализу причины возникновения таких «нестыковок» или заменить само понятие каким-либо другим, которое отражало бы исследуемые явления более точно.
Формирующаяся культура информационного общества содержит немало противоречий и проблем.
В течение двух последних десятилетий успешно осуществляется проект информационного общества, когда преимущества, которыми обладают высокие технологии, используются в таких сферах как политика, экономика, социокультурная сфера.
Информационными процессами, ориентированными на создание информационного общества порождена культура, качественно отличная от культуры, существовавшей в предыдущую эпоху.
Культура информационной эпохи, как новая культура обладает:
- прогрессивным характером;
- противоречивым характером.
Несмотря на то, что этот период развития обладает неоспоримыми достижениями, он является противоречивым и опасным этапом социальной эволюции.
Западная цивилизация движется в сторону полного технологического и экономического детерминизма, который отодвигает на второй план измерения в социуме, культуре, этике, которые настолько важны и масштабны, что ведут к проявлениям кризиса взаимодействий между человеком, обществом и природой.
Глубинная причина последних, состоит в потребительском характере, которым отличается современная западная цивилизация, и который находится в противоречии с фундаментальными законами природы.
Цифровая трансформация государственного управления
Развитие информационного общества приводит существующие традиционные политические институты и государственное управление к неизбежной трансформации. Это обстоятельство связано с тем, что в общественном сознании возрастает роль знаний и информации, являющихся в обществе источником власти. Это обстоятельство приводит также к повышению образовательного уровня, развитию новых средств электронной коммуникации.
Информационно-коммуникационные технологии современности предоставили возможность для обсуждения проблем, имеющих социальную значимость на демократической основе, что серьезно повлияло на политическую практику.
Когда в политическом пространстве происходят существенные изменения институционального характера, которые отличаются не только разнородностью участвующих в них людей, но также компетенциями участников, в связи с тем, что обеспечить полноценность обсуждения можно лишь в случае достаточной информированности, обученности и владения знаниями.
При формировании демократических институтов информационного общества возникают такие понятия, как «электронная демократия», «электронное правительство», политическая экспертиза. Электронный институционализм, как стратегия представляет собой конкретную модель системы государственного управления, которая формализует политические процессы с помощью информационно-технологических средств.
Задача постепенной цифровой трансформации состоит в достижении эффективности решений и предоставлении личности, обществу, бизнесу и власти соответствующего материально-технического и интеллектуального обеспечения.